Типичные проблемы семейного обучения

06 января 2017 г. 0
Семейное обучение набирает популярность. Хорошо, когда родители ребёнка осознают свою ответственность и представляют объём знаний, который им предстоит освоить вместе с ребёнком. К сожалению, всё чаще родители забирают своё чадо лишь потому, что у него возникли кратковременные трудности в школе и плохо представляют, какие проблемы их поджидают.
Типичные проблемы семейного обучения

Если вы раздумываете над тем — переходить вашему ребёнку на семейное обучение или нет, ознакомьтесь с проблемами, которые вас поджидают. Их оказывается достаточно много и некоторые из них могут оказаться непреодолимыми. И нужно ли тогда отказываться от традиционного обучения? Стоит ли игра свеч?

Проблема первая: переход на семейное обучение

Перейти на семейное обучение просто. Это разрешено. Даже в «Законе об образовании...» есть такая форма. Нужно написать три документа и отнести их в школу, где обучается ребёнок. Сделать это можно в любое время. 

  • Заявление о переводе ребёнка на семейное обучение. Пишется на имя директора в произвольной форме. С самим директором необходимости разговаривать нет. Просто написать заявление в двух экземплярах и зарегистрировать у секретаря. Один экземпляр остаётся у вас, второй в школе.
  • Уведомление о постановке на учёт в Департаменте образования как ребёнка, находящегося на семейном обучении. Форма заявления обычно есть на сайте департамента образования. Её можно скачать и распечатать в двух экземплярах. Один для вас. Другой для Департамента. Уведомление можно отнести в Департамент самостоятельно, а можно передать через школу — как удобнее. 
  • Заявление о зачислении о прикреплении к школе в качестве экстерна для сдачи промежуточных аттестаций. Чаще пишется одно заявление, а аттестации ребёнок проходит в даты, согласованные с учителями-предметниками. В этом случае личное дело школьника хранится в школе. Если родители забирают личное дело, то они пишут такие заявления на каждую аттестацию и получают справки о её прохождении, которые подклеивают в дело самостоятельно.

Кажется, никаких проблем? Да, если действовать уверенно и самостоятельно готовить всю документацию. Если же вы не так уверены и ждёте помощи от школы — скорее всего, вы её не дождётесь. Директор будет избегать встреч с вами, заучи будут отговаривать и пугать разными ужасами, рассказывать, что им экономически не выгодно заниматься экстернами, так как школа не получает за них денег. И вы будете ходить в школу многократно, теряя время, самообладание и желание этим заниматься. Как результат, ребёнок может не перейти на семейное обучение, а попасть на очно-заочное, но это уже совсем другая история, которая, вам, скорее всего, не нужна.
Совет. Пишите все заявления дома, с работниками школы разговаривайте на равных — в конце концов, вы теперь тоже учитель, пусть и для одного ученика. Не останавливайтесь на полпути — видя вашу нерешительность, учителя сделают всё возможное, чтобы ребёнок остался на очном обучении в школе. Возможно, это и к лучшему?

Проблема вторая: непонимание близких и окружающих

Шила в мешке не утаишь. Информация о том, что ваш ребёнок находится на семейном обучении мгновенно разлетится по родным и знакомым. Они отреагируют стандартно вопросами и недоумением. 

  • Как можно лишать ребёнка социализации? 
  • Разве могут родители научить ребёнка лучше, чем учителя? 
  • Ребёнок точно разленится! 
  • Немедленно верните ребёнка в школу!

Если ваше семейное обучение будет проходить успешно, то через пару лет они смирятся. Но эти пару лет тоже пережить нужно.
Совет. Говорите родственникам, что ребёнок находится на дистанционном обучении в школе. Они это воспринимают совсем по-другому, более благоприятно. И у вас не возникнет необходимости оправдываться и доказывать им что-либо.

Проблема третья: организация учебного процесса и режим дня

Сначала ребёнок ошалевает от свободы, да и родители тоже. Теперь не надо подниматься в семь утра, чтобы к восьми быть в школе! Не нужно собирать перекусы и давать карманные деньги на обеды! Не надо покупать и стирать школьную форму! Не надо исписывать десятки страниц домашней работы! Спустя неделю-две приходит отрезвление: в школу ходить не надо, но обязанность обучать и обучаться осталась. Если ребёнок не сдаст успешно аттестацию, его могут перевести на очное обучение. В принципе, некоторые родители так и делают — дают ребёночку (и себе) отдохнуть полгодика-год, а потом возвращают в школу. Но это — нехороший вариант, вернее, не всем подходит, так как де-юре школьник оказывается второгодником. В родной школе это слишком болезненно для психики, а переходить в другую не всегда есть возможность. Поэтому, учиться нужно и дома. И учиться успешно, чтобы пройти аттестацию. 
Сразу встаёт второй вопрос — как вписать учебный процесс в режим дня? Кажется, вопрос ни о чём — учиться утром вместо похода в школу. Однако большая часть опрошенных предпочитает спать до 11-12 часов, а после обеда внезапно оказывается, что наступает время дополнительных занятий, то есть — кружков. Раз учёба отложилась, два — а там и в привычку вошло. Учатся же студенты перед сессией? Почему бы в школе эту же схему не использовать? И получается, что семейное обучение превращается в семейное неучение.
Совет. Составьте жёсткий режим дня и определите точно когда и чем ребёнок занимается. Затем придерживайтесь его. И подъём нужно организовать своевременный и объём заданий на день определить и выполнять их регулярно.

Проблема четвёртая: учебный план

Когда родители осознают свою ответственность, то первое, что они делают — приходят в ужас от объёма информации, который надо будет «впихнуть» в ребёнка за достаточно короткий промежуток времени. И если раньше у мамы хватало времени заниматься с ребёночком дополнительно, то сейчас — освоить бы то, что в учебниках написано! Очень ответственных родителей подстерегает и другая печаль: учебников слишком много. Как выбрать среди них те, которые лучше? Ведь изучить все просто не хватит времени...
Совет. Составьте учебный план, исходя из требований аттестации. Если ребёнок прикреплён к школе как экстерн, есть прямой смысл взять учебники, по которым учатся его «одноклассники» и методические разработки, которыми пользуется учитель (они есть в свободной продаже почти к каждому учебнику). Далее стоит определить, сколько дней в неделю и сколько недель будет заниматься ребёнок и разбить весь материал на блоки, не забыв оставить время для повторения перед аттестацией.

Проблема пятая: непонятные предметы

Практика показывает, что даже программа начальной школы вызывает много вопросов у родителей и они теряются, не зная как объяснить ребёнку сложные темы. А про средние и выпускные классы и говорить не приходится. Что делать? Можно, конечно, нанять репетитора. Однако репетитор по всем предметам и даже по одному, на регулярной основе — удовольствие затратное как по финансам, так и по времени. Проще и эффективнее получается найти тематический сайт. Такие сейчас есть. Их не так много, но они есть и хорошие. Можно поискать видео по теме на ютьюб. Немного терпения и ребёнок прекрасно освоит сложный материал даже без вашего участия. 
Совет. Для тех, кого этот момент сильно напрягает, существуют интернет-школы для детей на семейном обучении. За небольшие деньги ребёнок получает доступ ко всем урокам по всем темам своего класса и занимается в точном соответствии с расписанием, что исключает пропуск материалов по программе. Родителям остаётся лишь контролировать процесс.

Проблема шестая: мотивация

Ребёнок с такой радостью отказался ходить в школу, что у родителей создалось ощущение: он будет грызть гранит науки дома с огромной радостью и превеликим рвением. На деле оказывается всё не так радужно. Оказывается, что ваш отпрыск любит поспать часов до 11, а потом у него масса интересных занятий и без уроков. Автоматически радость занятий не придёт. Мотивацию нужно обеспечить родителям. Что это будет? Всё индивидуально. Можно составить программу так интересно, что ребёнку захочется узнать побольше. Можно посетить тематические музеи и выставки. Можно записать на уроки в альтернативную школу. В любом случае — сначала надо пробудить интерес к занятиям, а потом ждать инициативы от ребёнка.
Совет. Если у вас не получается организовать ежедневные занятия по многим предметам, попробуйте изучать их в блиц-режиме, когда за 30 минут ребёнок отвечает на 50-60 небольших вопросов по разным предметам и вы можете сориентироваться — что он знает хорошо, а что — нет. Потом упор сделать на те предметы, знаний по которым не хватает. Желание учиться появится параллельно накопленным знаниям.

Проблема седьмая: аттестации

Аттестации — как Дамоклов меч висят над родителями, которые стараются приложить все усилия для того, чтобы ребёнок сдал их на высокую оценку. Но стоит ли это тех нервов и стрессов, которые получит чадо в результате такой подготовки? Вы зачем из школы уходили? Не затем же, чтобы окончательно поссориться и разругаться? Поэтому пересматриваем полностью своё отношение к аттестациям. Гонимся не за отметками, а за знаниями, здоровьем и тем самым, ради чего семейное обучение было задумано.
Совет. Сами относитесь к аттестациям с юмором и ребёнку внушайте, что они — не главное в его жизни. Вы увидите, что как только с ребёнка снимается груз ответственности за «качество» знаний, он сам начинает учиться много усерднее, а значит и аттестации сдаёт более успешно.

Как видите, проблем хватает, однако все они решаемы. Главное — ваше искреннее желание вырастить образованного человека с крепкой нервной системой и хорошим здоровьем.

Комментарии
Рейтинг учреждений