Составить учебный план для своего ребёнка, находящегося на семейном обучении — весьма предусмотрительно. Это существенно облегчает сам процесс обучения и позволяет понять — на каком этапе вы находитесь сейчас, много ли осталось выучить до аттестации. Составить учебный план не сложно. Главное, подойти к этому процессу с душой и фантазией. А как иначе? Для своего же чада стараетесь!
Казалось бы — чего проще? Сколько предметов есть в школе, столько и аттестаций. Однако это совсем не так. К примеру, обязательными для освоения в начальной школе являются лишь:
Рисование, технология, физкультура и музыка — предметы, по которым вы можете проходить аттестации, если хотите, а можете и не проходить. Они (по крайней мере в 2017 году) на получение аттестата не влияют. Если ребёнок занимается в системе допобразования, то можно принести справки из каждого кружка (из музыкальной школы, спортивной секции, художественной школы) и вам зачтут эти предметы автоматически. Но, повторюсь, можно и просто не включать их в аттестацию ребёнка. Итак, нужно готовиться не к 9 аттестациям, а к пяти. Уже проще.
В Законе об образовании написано, что форму аттестации могут определять родители и согласовывать её со школой. На деле это так и происходит, с одной маленькой поправкой на «дружелюбность» школьных учителей.
Для начала нужно договориться о встрече со всеми учителями-предметниками, которые будут принимать аттестации. Часто получается договориться не с первого раза, но нужно это сделать обязательно.
На встрече вы знакомитесь, спрашиваете о том, в какой форме будет проходить аттестация. Если у учителя уже есть дети на семейном обучении, то, скорее всего, вопросы аттестации уже проработаны. Послушайте, что он скажет. Возможно, предлагаемая форма аттестации и вас устроит. Если точно не устраивает — обсудите пожелания с педагогом, аргументируйте свою позицию. Разговаривайте спокойно.
Пример успешных переговоров:
Марина А. Узнала, что по литературному чтению будет тест из 30 вопросов на знание всего пройденного материала во 2 классе. В результате переговоров с учителем Марина добилась того, что аттестация будет проходить таким образом: ребёнок читает предоставленный текст, отвечает на вопросы по тексту и ещё на пять дополнительных вопросов по теме основных литературных произведений, пройденных за год.
При разговоре с педагогом можно уточнить объём спрашиваемой информации, темы, на которые нужно обратить особое внимание, список учебников и пособий, которые помогут в подготовке. Отдельно нужно обговорить даты и время, в которые учителю удобно принимать аттестацию.
И так — по каждому предмету, с каждым учителем. Времени можно потратить много, однако по признанию бывалых «семейников», такой подход существенно экономит нервы и время в период самих аттестаций.
Некоторые родители делают небольшие презенты педагогам во время знакомства. Однако не все учителя это любят, поэтому лучше не рисковать, или делать это очень-очень корректно.
Теперь, когда у вас есть список предметов, учебники к ним и вы знаете основные требования педагогов, можно приступить к составлению учебных планов. Лучше, если на каждый предмет вы выделите отдельный блокнот или толстую (не менее 48 листов) тетрадь.
Проверьте, есть ли к вашим учебникам поурочные разработки для учителей — они продаются в книжных магазинах (в Лабиринте точно есть). Методические поурочные разработки хороши тем, что в них:
А ещё там есть оглавление с темами. Если вы присмотритесь, то на одну тему в школе выделяется несколько уроков. Вы, зная своего ребёнка, можете планировать — как быстро он усвоит эту тему и сколько всего занятий потребуется в год или полугодие. К примеру, у вас получилось 16 тем. В первом полугодии 4 месяца, это 16 недель. Получается по одной новой теме в неделю. А дальше отталкиваетесь от возможностей (способностей) ребёнка. Если он быстро всё схватывает и запоминает, то, возможно, ему и хватит одного занятия в неделю. Если же как быстро запоминает, так и забывает — лучше 2-3 раза в неделю. Из практики получается, что на семейном обучении заниматься ежедневно не получается — сами занятия получаются более объёмными и прерывать их на самом интересном месте не хочется.
Сделав основную «сетку» занятий, вы привязались к стандартному учебнику. Задания в нём не всегда интересны. Подумайте, чем их разбавить, чтобы процесс познания пошёл интереснее, а значит — эффективнее.
В качестве дополнительного материала можно использовать:
Сначала выписываете всё, что нашли. Потом смотрите, как это согласуется с планом. Добавляете в основную сетку занятий — интересненькое. Мультфильмы, к примеру, можно посмотреть вместе с занятием, а поехать в усадьбу поэта на выходных.
В результате у вас должно получиться примерно так:
Предмет: окружающий мир.
Понедельник: Растения нашей полосы (учебник, интернет-урок)
Среда: Просмотр видеофильма из коллекции «Путешествия по России».
Суббота: Поход в Ботанический сад. Сделать фотографии для подготовки тематической презентации.
Так нужно сделать по всем темам и по всем предметам.
Работа по планированию занимает около 2-3 недель, так что лучше провести её летом, чтобы осенью только скорректировать в зависимости от пожеланий педагогов-предметников.
Можно. Все дети разные и подходы к ним нужны разные. Некоторые родители решаются отпустить ситуацию, полностью положившись на интерес ребёнка к получению знаний. К примеру, заинтересовали ребёнка динозавры. Мама подбирает ему книги для чтения про динозавров, небольшие интересные истории для записи под диктовку про динозавров. Составляют задачи про динозавров, исследуют — когда жили эти существа, какие растения вокруг них были, какие звёзды и планеты светили им с неба, на каких современных животных похожи разные динозавры. Узнают, как рассказать о динозаврах и их занятиях на иностранном (иногда и не одном!) языке. Через 1-2 месяца ребёнку надоедают динозавры. Теперь он интересуется мифами Древней Греции. Ну и ладно — думаем, как привязать их к тем предметам, которые нужны и — вперёд.
Такой подход обеспечивает более полное усвоение знаний. Однако родителям всегда стоит держать в голове тот список вопросов, который нужно проработать с ребёнком к моменту аттестаций. Или... не обращать внимания на оценки. Как показывает практика, три балла они получают легко, а чтобы заработать более высокий, нужно всё же готовиться к аттестации по стандартным вопросам.
Для ребят, которые учатся в средней и старшей школе достаточно видеть план и вычёркивать (помечать) пройденные темы. А вот для начальной школы очень подходит система визуализации. Например, есть 12 тем по русскому языку, которые нужно пройти за 4 месяца. Делаем паровозик с названием «русский язык» и цепляем к нему 12 пустых вагончиков. Как только тема пройдена — вагончик заполняется. Некоторые мамы делают не 12 вагончиков, а 4, но каждый вагон имеет 3 окошка. Как только вагончик заполнен — ребёнок получает небольшое поощрение. Это многих детей стимулирует быстрее садиться за занятия и охотно изучать новые темы.
Хочется большей конкретики, а не общие слова.