• Главная
  • Статьи
  • Обязательные шахматы в школах — хорошо? | РосОбразование

Обязательные шахматы в школах — хорошо?

16 января 2017 г. 0
Во многих школах третий урок физкультуры становится более интеллектуальным — шахматным. Шахматы — общепризнанный вид спорта, спорить с этим никто не будет. Шахматы полезны для умственного развития. Значит, всё правильно? А вот некоторые — сомневаются.
Обязательные шахматы в школах — хорошо?

Уроки шахмат переходят из разряда дополнительных в категорию обязательных предметов, занимая место не так давно добавленного третьего урока физкультуры. По этому поводу отдельные знатоки шутят, что внедрение третьего урока физкультуры в школах было инициировано именно шахматистами, которые умеют просчитывать ситуацию на много ходов вперёд. Хоть и говорят, что в каждой шутке есть доля шутки, как дела обстояли на самом деле, мы не знаем. Поэтому будем оперировать только фактами. А они оказываются интересными.

Сейчас в России шахматы в школах начинают приобретать популярность. Недавно прошла новость, что 35 школ Краснодара сделали этот предмет обязательным и приняли от краевой федерации шахмат необходимый инвентарь. Напомним, что в Краснодаре всего около 120 школ, значит шахматами охвачена примерно четвёртая их часть. Преподают шахматы учителя этих же школ, которые имеют интерес к шахматам и прошли предварительную подготовку.

В Москве из полутора тысяч школ, шахматы введены в 250, то есть в 1/6 школ и тоже — вместо третьего урока физкультуры. В основном это школы с математическим или физико-математическим уклоном.

В Югре урок шахмат стал обязательным во всех классах начальной школы, а со следующего года — во всех классах всех школ.

Фонд «Шахматы в школе»

За введением и развитием шахмат в школах следит фонд с соответствующим названием «Шахматы в школе». С его помощью разработаны учебник, программа и методическое пособие. Они доступны для любой школы и способствуют тому, что дети изучают шахматы в спокойном ритме, не столько постигая сложности старинной игры, сколько приучаясь мыслить стратегически и тактически, уметь управлять шахматными фигурами и своими эмоциями.  
На освоение шахмат запланировано 135 академчасов — 33 в первом классе и по 34 со второго по четвёртый.

Что дают ребёнку шахматы (аргументы «за»)

  • умение мыслить логически и стратегически;
  • включение в работу сразу двух полушарий;
  • усидчивость;
  • хорошую память;
  • способность к быстрой концентрации внимания;
  • искусство «держать удар»;
  • уравновешенность;
  • ответственность за свои действия.

Есть ли минусы у занятий шахматами?

Шахматы считаются полезным занятием, но и здесь можно найти несколько минусов:

  • малоподвижный образ жизни — мозги тренируются они и растут, мышцы отдыхают;
  • склонность к депрессиям и негативному поведению при череде проигрышей, особенно, если у ребёнка есть к этому склонность;
  • активное занятие шахматами отнимает много времени, его не хватает ни на уроки, ни на культурную жизнь (походы в театр, к примеру);
  • частые турниры (они платные и по выходным);
  • огромные эмоциональные нагрузки.

Шахматы в школах — примеры

Во времена СССР, в Молдавской ССР шахматы, в порядке эксперимента, были введены в школьную программу в качестве обязательного предмета. Это позволило вырастить несколько десятков шахматистов международного уровня.

Сейчас в Нью-Джерси (Нью-Йорк) шахматы введены в качестве общеобразовательного предмета во всех школах. Всё в соответствии с высказыванием Б. Франклина: «Как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами раскрывают умственные способности».

В Испании с 1995 года школы могут включать шахматы в список обязательных школьных предметов и уже более 2000 школ воспользовались этим правом.

В Армении уроки игры в шахматы — официальны во всех классах.

Шахматы в школах — цель

Шахматы в школе не ставят целью вырастить из всех учеников чемпионов. Они нужны, чтобы научить детей думать и рассуждать. Тому, что необходимо каждому человеку. Так, может быть, и пусть будут шахматы в школах? Кому-то они не понравятся, а кто-то откроет для себя массу возможностей. А потом возьмёт, да и реализует их!


 

Комментарии