• Главная
  • Статьи
  • Формы обучения и контроля знаний в вузах | РосОбразование

Формы обучения и контроля знаний в вузах

05 января 2017 г. 0
Обучение в школе и вузе отличается, это каждому понятно. И каждый будущий выпускник школы ждёт этих изменений с нетерпением. Ведь что такое школа? Уроки, экскурсии, контрольные работы и ГИА. А вузы используют гораздо больше форм для обучения студентов и для контроля знаний.
Формы обучения и контроля знаний в вузах

Учёба в вузе — не просто механическое получение знаний, но один из важных периодов в жизни взрослеющего человека — период становления личности, формирование социальной зрелости. И тут многое зависит от окружающих людей, не только ровесников-студентов, но и педагогов. Каждый из них внесёт свой вклад в то, каким именно станет конкретный студент. Поэтому выбирать вуз нужно тщательно, присматриваясь не только к сумме знаний, которые будут в итоге, не только к записи в дипломе, но и к окружению. Оно даже более важно, чем всё остальное. Человек может окончить институт, никогда не работать по специальности и тем не менее быть именно таким, каким сформировало его высшее учебное заведение. 

Большое влияние оказывают на молодых людей разнообразные формы обучения. Они разные и каждая из них способствует раскрытию очередной грани таланта студентов, либо позволяет справиться с трудностями, подкорректировать особенности восприятия мира и информации, умения извлекать полезную информацию и общаться с другими людьми. Какие же формы учебных занятий существуют в вузах?

Самостоятельная работа студентов

Объём информации, которую студенты должны усвоить в вузе огромен. Его нельзя уместить ни в какую, даже самую частую, сетку занятий. Поэтому львиная доля материала даётся для самостоятельного изучения. И пренебрегать домашними заданиями категорически нельзя. Это — основная форма работы по поиску новых и усвоению имеющихся знаний. Обычно педагог задаёт прочитать материал по теме, сделать краткий конспект, ответить на вопросы. Проверка чаще всего случается на следующем же занятии, но может быть и сразу вынесена на зачёт или экзамен. 
Второй семестр — самый опасный в плане самостоятельной подготовки. В первом семестре было всё вновь и интересно. Но вот, первая сессия позади, пыл угасает, а нагрузка возрастает. И если вовремя не вспомнить о том, зачем человек пришёл в университет, последствия могут быть непоправимыми. Одно дело регулярно учить по 30 страниц и совсем другое в спешном порядке 300.

Лекция

Пожалуй, ведущий метод подачи нового материала студентам. Педагог (лектор) систематически излагает материал по своей дисциплине. Причём сразу всему потоку или даже курсу. Для этого в вузах имеются специальные большие аудитории и лекционные залы. В них место лектора находится внизу, а рабочие места студентов поднимаются ярусами вверх, напоминая структуру цирка, Только места расположены не по кругу, а линейно. Лекции очень полезны, особенно если читают их заинтересованные педагоги, которые «горят» своим делом. Преподаватели могут стимулировать посещение лекций самыми разными методами:

  • ставить автоматом зачёт тем, кто посетил все лекции;
  • рассказывать в начале лекции интересную историю или анекдот;
  • давать на лекции тот материал, который больше нигде нельзя найти и выносить его на экзамен.

Некоторые лекторы превращают лекции в настоящие спектакли и даже шоу, другие бубнят монотонно, но именно то, что нужно знать. В любом случае — лекции нужно посещать и делать структурированные конспекты по ним. Тогда и учиться легче, и материал перед экзаменом можно повторить быстро.

Семинар 

Занятие, на котором студенты вместе с преподавателем, обычно — лектором по этой же дисциплине (но иногда и нет) разбирают основы и нюансы пройденной темы. То есть тема углублённо и всесторонне прорабатывается. Педагог может использовать прослушивание докладов и рефератов, опросы и другие методы работы с целью выявить реальное владение информацией по предмету среди студентов. Все они должны показывать реальные знания, отвечать на каверзные вопросы преподавателя, уметь логически размышлять и пользоваться теоретическим материалом, чтобы уметь обосновать свою точку зрения. Часто на основании семинара педагог выставляет текущие, а иногда и итоговые оценки.

Лабораторное занятие

Это не столько теоретическое занятие, сколько практическое. Студенты учатся применять полученные знания на практике. Интереснее всего проходят лабораторные работы там, где можно использовать различные приборы, оборудования, реактивы и материалы. Многие студенты любят лабораторные работы, так как там интересно и можно работать на результат. Кстати, часто преподаватели отдельно выдают допуск к лабораторной работе только тем, кто хорошо усвоил теоретический материал. Это делается не из вредности, а для избежания травматизма и других неприятностей и чрезвычайных происшествий, то есть — в целях безопасности. Лабораторные работы — повод для учителя выставить текущие отметки, которые частенько приравниваются к оценкам за контрольные работы.

Контрольная работа

Этот вид деятельности знаком студентам ещё со школьной поры. Контрольная работа подводит черту под определённой темой и является основанием для выведения итоговой оценки. Особое отношение к контрольным работам у студентов-заочников и тех, кто находится на дистанционном обучении, так как это, пожалуй, единственный способ проверить их знания. К контрольной работе следует готовиться тщательно и очень хорошо.

Коллоквиум

Проводится не так часто и не во всех вузах. Однако старейшие и именитые университеты очень любят эту форму работы со студентами. По большому счёту, это беседа учителя с учениками на заданную тему. Проводится во внеурочное время и в самых разных местах. К примеру, в библиотеке. К коллоквиуму нужно готовиться хотя бы для того, чтобы было интересно принимать в нём участие. Ведь если все говорят о том, что для вас совершенно незнакомо, проявить свой ум и способности оказывается совсем не просто...

Консультация

С этим видом получения знаний сталкиваются все студенты перед началом сессии. Особой популярностью консультации пользуются у студентов-заочников. Есть свои консультационные дни и у тех, кто занимается дистанционно. На консультации преподаватель отвечает на вопросы студентов, разъясняет то, что по какой-либо причине осталось им непонятным. Число и длительность консультаций ограничены, а потому рассчитывать, что на консультации педагог «быстренько» расскажет весь курс, глупо. Лучше учить последовательно, а на консультации лишь уточнить некоторые моменты.

Практика

Один из самых важных аспектов обучения профессии во все времена, но особенно сейчас, когда практические навыки ценятся гораздо больше, чем теоретические знания. Другое дело, что стать хорошим практиком без знания достаточного количества теории невозможно. К практике нужно относиться даже не то что бы серьёзно, а очень ответственно. Ведь это — прямая дорога к хорошей высокооплачиваемой работе и лёгкому трудоустройству. Особенно если практика проходит на базе реальных компаний, которые по её итогам присматривают себе потенциальных сотрудников.

Экзамен 

Основная форма контроля знаний в вузе. Оценки влияют на получение стипендии. Экзамены могут быть только в период сессии или по окончании цикла изучения предмета. В письменном и устном виде. По результатам ответов может быть выставлена любая отметка. Иногда — просто «зачет».

Курсовая работа

Самостоятельное исследование, выполненное студентом на предложенную педагогом или одобренную им тему. Часто курсовая работа является частью дипломной. И несколько курсовых работ, выполненные на одну и ту же тему (или её вариации, отдельные аспекты) могут стать хорошей «затравкой» для дипломной работы.

Дипломная работа

Дипломная, иначе — выпускная квалификационная работа — это научная работа, которая выполняется по руководством опытного педагога. Дипломная работа чаще всего является началом научной деятельности способных студентов и часто влияет на всю оставшуюся жизнь. Хотя, конечно, в большинстве случаев дипломная работа просто подводит черту под годами обучения в университете и порой оказывается формальностью. 

Как видите, форм обучения в вузе много. И становится больше в связи с развитием цифровых технологий и в ответ на требования современности. Но это не важно. Если молодые люди увлечены учёбой, то никакие формы аттестации им не страшны, а разнообразие методов обучения радует. Если же учиться не нравится — то ничто не поможет и не порадует...


 

Комментарии