Шахматы дисциплинируют и учат ребёнка сосредотачиваться над конкретной проблемой, развивают память и тренируют в принятии как сиюминутных, так и долгосрочных самостоятельных решений. Шахматы лучше всех новомодных пособий вырабатывают логическое мышление и способность бороться до конца, выискивая всё новые варианты решения сложных задач. А это — такие важные качества в повседневной жизни каждого человека, независимо от того — знаменит он или самый обыкновенный. Во многих странах в школьную программу шахматы входят как обязательный или факультативный предмет. Во Франции, Венгрии, Германии, Испании и даже с недавних пор в Украине набираются специальные шахматные группы или классы, выпускники которых показывают незаурядные способности в точных науках.
Специалисты утверждают, что чем раньше — тем лучше и совершенно точно — в дошкольном возрасте. Так, Анатолий Карпов познакомился с шахматами в четыре года, а Г. Каспаров — в пять. В шахматные кружки и школы принимают детей с 6-7 лет, но сейчас всё чаще и четырёхлеток. До этого возраста можно заниматься шахматами дома.
Детей дошкольного возраста знакомят с шахматами в виде увлекательной игры-путешествия или истории, в которой главный герой сталкивается с массой трудностей, разбирается с ними и параллельно изучает основы шахматного искусства.
В домашних условиях можно заниматься по одному из учебников, написанных специально для детей дошкольного возраста.
В некоторых группах начинают занятия шахматами с «предшахмат», в которых есть, например, лисы с лисятами и волки с волчатами, а шахматная доска с крупными клетками и меньшим их количеством. Дети быстро усваивают, что взрослые животные ходят на 2 клетки вперёд, а детки — только на одну и наглядно изучают понятие «съел». После «предшахмат» дети быстрее осваивают стандартные шахматы.
Никто из детей не любит проигрывать. А если проигрывает малыш постоянно, то очень быстро остывает к шахматам и начинает их избегать. Взрослый может избрать одну из двух тактик: изредка проигрывать малышу и при этом сильно его хвалить или давать фору крохе, убирая из своей армии несколько шахматных фигур.
Не заставляйте малыша долго сидеть за шахматной доской, лучше введите шахматы в его образ жизни. Вспоминайте их всегда, когда только можете. Делайте с ними зарядку, рисуйте их и лепите из пластилина. Смастерите сами доску и фигуры для игры.
Ни в коем случае не заставляйте его играть в шахматы насильно. Отложите игру на несколько месяцев и потом «случайно» снова вспомните про неё. Однако если малыш сопротивляется изучению — не настаивайте. В мире и без шахмат есть очень много интересного. Возможно, именно ваш ребёнок станет великим танцором или музыкантом.