Статья № 75 (ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 года с изменениями от сентября 2016 года) касается дополнительного образования детей и взрослых в России. В ней говорится, что допобразование:
Казалось бы, всё правильно и даже хорошо, но быстро выявились некоторые проблемы. Дополнительное образование стало обязательным для детей. Дополнительные занятия появились в каждой школе.
Допобразование было внедрено в процесс школьного образования в объёме десяти часов в неделю. На практике это означает, что уроки у школьников продлились на два часа. Возьмём среднестатистического третьеклассника у которого уже было 5 уроков в день. Прибавьте к этому ещё два урока. Семь уроков! Да, они полезные. Может быть. Но семь! А у старшеклассников и того больше.
В результате дети, проучившись до часу в школе, остаются в ней ещё на два часа перед которыми встаёт динамическая пауза, чтобы они могли подвигаться.
Сразу возникает проблема питания. Получается, что все дети должны обедать в школе, а это — платно для большинства учеников и стоит от 1500 до 3000 рублей в месяц. Недорого вроде бы. А если ребёнок у родителей не один? Некоторые школы говорят — уводите детей обедать домой, а потом приводите на дополнительные занятия. Тут возникает другая проблема: кому водить? Хорошо, если кто-то из родителей работает на дому. А если нет? И бабушки нет? Приходится оплачивать услуги няни, в обязанности которой будет входить доставка ребёнка из школы домой, его кормление и доставка обратно в школу. И стоит это уже не как обед, а гораздо дороже.
Предположим, что проблемы с питанием решены и дети посещают дополнительные занятия. Есть ли в них особый смысл?
Список дополнительных предметов разрабатывается и утверждается школой. Среди них могут быть абсолютно любые:
Какие именно будут взяты направления зависит чаще всего от возможностей школы — какие педагоги есть в наличии.
Иногда школы проводят опросы родителей и включают дополнительные предметы «по выбору родителей». Второй вариант, конечно, предпочтительнее, но, к сожалению, не всегда может быть реализован.
В среднем, в каждой школе выбирается около пяти направлений допобразования. Понятно, что этого мало, чтобы реализовать право каждого школьника на развитие именно ему присущих талантов. Ведь талантов гораздо больше пяти. Таланты могут быть у каждого школьника свои, а кружков всего пять...
Ещё одна большая проблема школ — кадры. Хотят родители, чтобы дети занимались рок-н-роллом, а у учителя физкультуры специализация «лыжный спорт». И что? Так же и по другим направлениям. Школа может привлекать сторонних педагогов, но вот как им платить? Дополнительное образование в школах должно быть бесплатным, да вот только работать «за так» никто не хочет.
Вот и выходит из ситуации каждая школа как может.
К примеру, учителя начальных классов ведут все дополнительные занятия для своего класса и при этом практически за те же деньги, то есть — не получая доплат. Но это чревато тем, что педагоги совершенно не заинтересованы работать. Они просто «отсиживают» эти часы. И вместе с ними «отсиживают» ничего не понимающие дети, которые рисуют, смотрят мультики или играют в настольные игры. Фактически получается присмотр за детьми и не более того. О каком развитии и раскрытии талантов может идти речь?
Глава минобрнауки Ольга Васильева ободряет информацией о том, что в 2017 году на допобразование школьников из федерального бюджета будет выделено более полутора миллиардов рублей. Они пойдут на то, чтобы дополнительное образование было не только доступным, но и качественным.