Поступить в вузы станет сложнее

23 ноября 2016 г. 0
Ольга Васильева считает, что средний вступительный балл в вузы должен быть поднят, а Виктор Садовничий просит вернуть вузам право проводить внутренний письменный экзамен. Зачем нужны эти меры и как это соотносится с доступностью высшего образования?
Поступить в вузы станет сложнее

Знали ли вы, что только четыре из пяти человек, поступивших в вуз на бюджетное место, получат диплом? То есть, 20% будут отчислены по тем или иным причинам. В основном по причине академической неуспеваемости, вызванной полным отсутствием интереса к учёбе. Почему так происходит? Исследователи говорят о том, что в России до сих пор сильно воздействие семьи на детей. Абитуриенты выбирают не те направления обучения, которые им нравятся, а те, которые им подбирают родители. С другой стороны, дети после школы очень редко понимают, чем они действительно хотят заниматься. Но, поступив на бюджет, они автоматически выбирают какую-то одну узкую специализацию и не могут уже «свернуть с пути». Чаще оказывается проще отказаться от получения высшего образования вовсе.

Как это выглядит в цифрах?

На 2017 год для первокурсников выделено 300 000 бюджетных мест. Предположим, что тенденция сохранится и 20% из них не получат дипломы, так как не смогут или не захотят продолжить обучение. В абсолютных цифрах это 60 000 человек! Сколько потеряет государство? Каждый год обучения в вузе стоит в среднем 100 000 рублей на одного студента. Путём умножения получаем, что если все студенты будут отчислены после первого курса, государство потеряет 6 000 000 000 рублей! А если не после первого, а позже — ещё больше! Колоссальные потери бюджетных средств!

Немного истории, географии и экономики

В России в вузы поступали:

  • в 1930-1940 годах — 10-15% выпускников школ и колледжей;
  • в 1970-1980 годах — 25-30%;
  • в 2000-2010 — 70-80%.

Много это или мало? Сравним с другими странами. В Европе в среднем, в вузы поступают 48-96% выпускников школ.

  • Самые низкие показатели в Германии и Франции — 48 и 56%.
  • Самые высокие — в Финляндии и Южной Корее — 94 и 96%.

Россия, как мы видим, занимает средние позиции по европейским меркам.
А как обстоят дела в Азии?
В Индии в вузы поступают всего лишь 15% выпускников школ и колледжей, в Китае — 26%. Что, в принципе, не мешает этим странам развиваться, становясь лидерами производства в определённых сферах.
Однако уровень детей, поступающих в вузы после школ напрямую связан с уровнем жизни стран.

Доступное высшее образование — хорошо или плохо?

Если высшее образование обеспечивает на выходе отличных работоспособных специалистов, то это хорошо. Чем больше образованных людей в стране, тем выше её культурный уровень, тем более интеллигентны окружающие.
Если же высшее образование формально, то ничего хорошего нет. Специалисты не могут трудоустроиться, в стране растёт недовольство, а культурный уровень только понижается.
Доступное всем высшее образование лишает вузы проводить отбор. Поступают все желающие или все, имеющие средства для поступления. И это плохо. Школьники не стремятся к получению профессии всей жизни. Они больше настроены на престиж вуза, удовлетворение родительских амбиций, легальную отсрочку от армии. Такое положение дел не нравится ни вузам, ни государству. Равные возможности абитуриентов из разных регионов при поступлении значительно снизили уровень стартовых знаний, а значит учёба растягивается, а качество специалистов на выходе из учебных заведений снижается.

Единственный выход из ситуации — снова усложнить процесс поступления в вузы

Ольга Васильева, глава Минобрнауки, заявила, что в стране, где каждому второму выпускнику обеспечено бюджетное место в вузе, средний вступительный балл ЕГЭ должен быть равен по крайней мере шестидесяти, а желательно — больше. Однако в 2016 году средний вступительный балл был ниже 60 во многих вузах, а в некоторых он был даже менее 40. Если установить средний балл 60, то наберут ли вузы первокурсников?

Ректор МГУ, Виктор Садовничий, тоже думает над той темой. В МГУ им. Ломоносова есть дополнительные вступительные испытания. И именно они, по словам ректора, «всё ставят на свои места». Поэтому В.Садовничий обратился к Ольге Васильевой с просьбой разрешить желающим вузам ввести собственные письменные испытания, что должно сделать поступление в вуз целью, которой нужно добиться, а не просто принять как дар.

А как вы считаете?

Комментарии