Хоровое воспитание — в массы!

28 ноября 2016 г. 0
Всё чаще от чиновников самого разного уровня раздаются реплики о том, что нужно организовывать детские хоры. Большие. Чтобы в каждом регионе было не меньше тысячеголосого хора. Вот и на днях Ольга Голодец заявила о том, что занятия хоровым пением войдут в школьную программу. Пока — в рамках дополнительных занятий. И это — то начинание, которое следует всячески поддерживать!
Хоровое воспитание — в массы!

Ольга Голодец, вице-премьер России сказала, что занятия хоровым пением должны стать неотъемлемой частью каждой школы в рамках бесплатного дополнительного образования. Каждая школа получит право на хормейстера (руководителя хора) и концертмейстера (тому, кто аккомпанирует хору). Эти педагоги войдут в штат, смогут вести и уроки музыки, и посещать курсы дополнительного образования. Обратим внимание на то, что обзавестись детским хором — это право школы, но не обязанность. Так что — появится ли он в вашей школе — зависит от её директора. Но очень хотелось бы, чтобы все школы воспользовались своим правом, ведь хоровое пение развивает детей комплексно.

Далеко ходить не нужно. В нашей стране есть опыт создания хоровой школы с нуля и мы можем проследить всю историю, сделав определенные выводы. Это — детская музыкально-хоровая школа им. А.Г. Струве «Пионерия». Как раз вчера в Большом зале консерватории проходил международный хоровой форум, организатором которого была эта школа. Приветственное слово к участникам произнесла министр образования Московской области Захарова Марина Борисовна. Она отметила важный вклад «Пионерии» в дело воспитания молодёжи и пожелала процветания этому учебному учреждению. Стоит рассказать о нём подробнее, так как история этой хоровой школы не только захватывающе интересна, но и поучительна.

За каждым хорошим делом стоит увлечённый человек или Коротко о создателе «Пионерии» - Г.А. Струве

Георгий Александрович Струве родился в 1932 году. Он всегда с большим теплом вспоминал свою семью (многодетную, большую — о ней можно долго рассказывать) и не раз отмечал то, что в жизни любого человека главное — быть любимым, иметь возможность греться и расти в лучах тёплой любви окружающих. В доме постоянно звучала музыка — бабушка маленького Гарика виртуозно играла на фортепиано, давая начальное музыкальное образование всем своим детям и внукам. С трёх лет мальчик регулярно занимался музицированием. И это было не те занудные занятия, через силу, с криками и понуканием. Нет! Это были занятия тихие, добрые и ласковые — с играми, шутками и прибаутками. Занятия, на которых знания сами укладываются в голове, а ученик имеет все возможности творить и получать удовольствие от извлечения звуков. Могло ли быть по другому? Георгий окончил музыкальные курсы и в 1952 году он приступил к работе в сельской школе в качестве учителя пения в небольшом посёлке Никольский, расположенном в Балашихинском районе Московской области. Вдумайтесь — просто учитель пения. В 1953 году он создал хор в школе-семилетке соседнего посёлка «Вишняки». Стремясь максимально использовать все свои знания и жадный до всего нового, Струве в 1958 году закончил дирижёрско-хоровое отделение музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. О его защите диплома долго вспоминали педагоги. Ведь ученик вывел на сцену свой хор пионеров — детей той самой школы, в которой он руководил хором. И они так спели, что растрогали строгое жюри, которому сразу стало ясно, что выпускник — человек неординарный и это — начало большого пути.

Совсем другая Пионерия

В 1959 году хор школы посёлка Вишняки превратился в детскую хоровую студию «Пионерия». Название неслучайное. Пионер — это первопроходец. Школа была первой в СССР хоровой школой.

Композитор Геннадий Гладков вспоминал о Гарике с необыкновенной теплотой, говоря, что жизненная цель, выбранная Струве была, конечно, благородной, но очень трудной.

Железнодорожный, а раньше — Обираловка (говорящее название, правда?), где располагалась «Пионерия», был, мягко говоря, не совсем благополучным районом. Пьянство, курение и хулиганство были уделом абсолютного большинства подростков обоего пола. И Георгий Александрович поставил себе целью не только научить детей петь, сколько привить любовь к музыке и показать, что мир прекрасен. В нём интереснее жить «на более высоком уровне». Это было то самое время, когда родители уделяли максимум времени работе, а детей воспитывала улица. Появление «Пионерии» позволило многим детям стать лучше, благороднее, избежать ошибок. Геннадий Гладков говорил, что сам видел преображение детей, приходящих в Пионерию. Они сами, а за ними — их родители, близкие и друзья начинали любить музыку, слушать классические произведения и исполнять их. Дети становятся послушными — как может быть по другому? Хоры у Стрве состояли из сотен детей и каждый из них был послушен малейшему движению руки дирижёра. Иначе они просто не смогли бы слаженно петь.

В 1967 году Г.А. Струве закончил аспирантуру у Д.Б. Кабалевского. Этот известный композитор стал настоящим наставником для Георгия Александровича и его «Пионерии». Он бывал на концертах, писал свои произведения для хора и всячески помогал становлению организации, которая была, несомненно, полезной для всей страны.

А Пономарёв, директор детской хоровой школы «Весна» вспоминает, что у истоков его школы стоит студия «Пионерия». Именно её традиции были компасом, безошибочно указывающим путь к музыке через труд и дружбу. Работа с хором — это воспитание в каждом ребёнка чувства справедливости и коллективизма, трудолюбия и целеустремлённости.

В. Соколов (дирижёр и композитор) отмечает, что отличительной чертой «Пионерии» является доброжелательность и то тёплое отношение, которое раскрывается в детях. Так, слушая выступления других детей, воспитанники студии, не показывают ни зависти, ни ехидства. Обладают редким даром радоваться чужим успехам и воспринимать чужие неудачи как свои. Эта особенность детей Пионерии не эксклюзивна. Серьёзно поставленное музыкально-эстетическое воспитание детей формирует всесторонне развитого человека — гражданина своей страны с богатым внутренним миром, живым умом и творческим началом. При этом хористы — люди, отчётливо понимающие ответственность каждого человека перед коллективом. 

Это высказывание подтверждает тот факт, что большинство победителей школьных олимпиад занимаются музыкой если не в музыкальных школах, то в студиях, кружках или самостоятельно.

Большие результаты регионального хора

Пионерия — студия не московская. Однако Георгий Александрович Струве был большим энтузиастом и вывел своё детище на международный уровень.

Хор записал:

  • более 30 пластинок;
  • более 300 радиозаписей;
  • несколько десятков телепередач.

Хор давал концерты:

  • во многих городах нашей страны — посетил более ста городов!,
  • в разных странах — Финляндии, Франции, Голландии, Германии, Италии, Венгрии, Болгарии и Бельгии.

Из студийцев каждый пятый становится профессиональным музыкантом. И это при том что до сих пор выполняется наказ Струве: в Пионерию принимают всех желающих.

Георгий Александрович, как мог, передавал свой опыт младшим коллегам. О его уникальной авторской методике сняты фильмы, научно-популярные передачи:

  • Улитка в лабиринте;
  • Музыка для тебя;
  • Здравствуй, школа;
  • Воспитание песней;
  • цикл передач в рубрике «Очевидное — невероятное».

Кто ищет — тот обрящет!

Конечно, не каждый школьный хор может надеяться на такой головокружительный успех, но и Пионерия ведь когда-то начиналась с небольшого школьного хора да ещё не полной школы, а семилетки.

Сам Струве часто сожалел о том, что современные родители, имея все условия для музыкального развития детей, отводят музыке всего лишь развлекательную роль, не зная о том, что классическая и народная музыка -самые могучие средства духовного формирования человека. И чем раньше малыш познакомится с музыкой, тем благотворнее она на него подействует. Именно детские впечатления формируют натуру человека. И надо чтобы вокруг детей с самого раннего возраста была качественная музыка. Активное музицирование — самый короткий путь становления личности.

Поэтому мысль о введении хорового воспитания в школу — здравая. Только очень хочется, чтобы детей не просто учили петь, а всячески прививали им любовь к музыке, раскрывая в детях то прекрасное, что заложила в них природа.

Комментарии
Рейтинг учреждений