Критерии готовности ребёнка к школе

06 июня 2016 г. 0
Сейчас в первом классе могут оказаться дети, которым едва исполнилось шесть лет и почти восьмилетние. Что ни говори, а разница в возрасте почти два года — весьма существенна для начальной школы. С какого возраста оптимально отправлять своё чадо в школьные стены? Как узнать, готов ли ребёнок к школе?
Критерии готовности ребёнка к школе

Иногда бывает так, что родители отдают в школу ребёнка не потому, что он к ней уже готов, а потому, что его «попросили» из детского сада — он просто невыносимый хулиган или потому, что ребёнок вовсе не ходил в детсад, а бабушка, воспитывающая его, уехала или мама срочно вышла на работу. Причин может быть много. Идёт такой «недопервоклассник» в школу и не понимает, зачем она ему нужна, и развлекается, как может. Под парту прячется, во время уроков по классу бегает, учительницу передразнивает, тетради с учебниками теряет и рисует в них... делает всё, на что хватает фантазии, кроме учёбы. Конечно, находясь в классе, он что-то узнаёт и запоминает, становится-таки более образованным. Но ценой каких усилий! Тут и неприятности для родителей — каждый день выслушивать о нарушении поведения. Огромные усилия для учителя — нужно не только обучать, но ещё и следить за дисциплиной. Стрессы для других детей... Чтобы такого не было, нужно отдавать ребёнка в школу только тогда, когда он к ней полностью готов. 

Если ребёнок готов к школе по социально-психологическим критериям, то он:

  • очень хочет пойти в школу, 
  • всё время спрашивает о том, когда же начнётся школа;
  • жадно поглощает знания, понимает зачем ему учиться;
  • умеет ладить со сверстниками;
  • понимает авторитет учителя;
  • полностью контролирует своё поведение;
  • старается выполнить любое, даже сложное задание самостоятельно.

Если ребёнок готов к школе интеллектуально, то он:

  • достаточно много знает об окружающем его мире;
  • имеет цепкую память и развитое воображение;
  • разговаривает грамотно и полными фразами;
  • имеет минимальные знания в области математики и родной речи;
  • знает имя и фамилию свои, родителей;
  • разбирается во временах года и суточных ритмах.

Если ребёнок готов к школе психофизиологически, то он:

  • умеет рисовать, чертить, резать ножницами;
  • ориентируется в пространстве, знает понятия верх/низ, большой/маленький, лево/право, вперёд/назад;
  • его руки и глаза работают координированно, то есть, он может перенести в тетрадь простейший узор, нарисованный на доске.

Список знаний и навыков, которые говорят о готовности ребёнка к школе

Проверьте, знает ли ребёнок:

  • свои фамилию, имя и отчество, дату рождения;
  • домашний адрес, номер телефона мамы;
  • город (населённый пункт) в котором живёт;
  • название своей страны;
  • нескольких животных и растений;
  • последовательность времён года, месяцев, дней недели;
  • некоторые профессии;
  • отдельные виды спорта;
  • имена хотя бы двух-трёх писателей и поэтов;
  • правила перехода через улицу со светофором и без него;
  • некоторые праздники, хотя бы Новый год и День рождения.

Проверьте, умеет ли малыш:

  • отгадывать загадки;
  • выделять общие признаки предметов;
  • описать словами то, что нарисовано на картинке;
  • рассказать стихотворение;
  • спеть песенку;
  • посчитать до десяти;
  • вырезать ножницами;
  • раскрашивать, не выходя за контур.

Если что-то не умеет — не страшно. Ещё есть время на подготовку.

Медики используют один простой тест: может ли ребёнок, положив руку себе на макушку, дотянуться до противоположного уха. Если может — готов к школе, если нет — лучше подождать ещё.

Кстати, некоторые сторонники семейного образования начинают учить своих детей только в 9-10 лет, при этом за 6-8 месяцев они проходят с лёгкостью всю программу начальной школы и не отстают от сверстников при переходе в среднюю школу.

Комментарии