Иногда бывает так, что родители отдают в школу ребёнка не потому, что он к ней уже готов, а потому, что его «попросили» из детского сада — он просто невыносимый хулиган или потому, что ребёнок вовсе не ходил в детсад, а бабушка, воспитывающая его, уехала или мама срочно вышла на работу. Причин может быть много. Идёт такой «недопервоклассник» в школу и не понимает, зачем она ему нужна, и развлекается, как может. Под парту прячется, во время уроков по классу бегает, учительницу передразнивает, тетради с учебниками теряет и рисует в них... делает всё, на что хватает фантазии, кроме учёбы. Конечно, находясь в классе, он что-то узнаёт и запоминает, становится-таки более образованным. Но ценой каких усилий! Тут и неприятности для родителей — каждый день выслушивать о нарушении поведения. Огромные усилия для учителя — нужно не только обучать, но ещё и следить за дисциплиной. Стрессы для других детей... Чтобы такого не было, нужно отдавать ребёнка в школу только тогда, когда он к ней полностью готов.
Если ребёнок готов к школе по социально-психологическим критериям, то он:
- очень хочет пойти в школу,
- всё время спрашивает о том, когда же начнётся школа;
- жадно поглощает знания, понимает зачем ему учиться;
- умеет ладить со сверстниками;
- понимает авторитет учителя;
- полностью контролирует своё поведение;
- старается выполнить любое, даже сложное задание самостоятельно.
Если ребёнок готов к школе интеллектуально, то он:
- достаточно много знает об окружающем его мире;
- имеет цепкую память и развитое воображение;
- разговаривает грамотно и полными фразами;
- имеет минимальные знания в области математики и родной речи;
- знает имя и фамилию свои, родителей;
- разбирается во временах года и суточных ритмах.
Если ребёнок готов к школе психофизиологически, то он:
- умеет рисовать, чертить, резать ножницами;
- ориентируется в пространстве, знает понятия верх/низ, большой/маленький, лево/право, вперёд/назад;
- его руки и глаза работают координированно, то есть, он может перенести в тетрадь простейший узор, нарисованный на доске.
Проверьте, знает ли ребёнок:
Проверьте, умеет ли малыш:
Если что-то не умеет — не страшно. Ещё есть время на подготовку.
Медики используют один простой тест: может ли ребёнок, положив руку себе на макушку, дотянуться до противоположного уха. Если может — готов к школе, если нет — лучше подождать ещё.
Кстати, некоторые сторонники семейного образования начинают учить своих детей только в 9-10 лет, при этом за 6-8 месяцев они проходят с лёгкостью всю программу начальной школы и не отстают от сверстников при переходе в среднюю школу.