День дошкольного работника в России

06 сентября 2016 г. 0
27 сентября в России отмечается День воспитателя и дошкольного работника. Праздник молодой, но весьма любимый по понятным причинам: каждый из нас был когда-то дошкольникам и как минимум контактировал с человеком, считавшимся воспитателем. А как появилось само понятие дошкольного образования и как развивалось это направление деятельности? И что за люди стояли у истоков?
День дошкольного работника в России

Совсем недавно, 17 мая этого года приказом № 577 Минобрнауки РФ установило новый профессиональный праздник, назвав его «День воспитателя и всех дошкольных работников» и определив дату — 27 сентября, когда в России был открыт первый детский сад. 
Готовясь поздравлять работников дошкольных учреждений, давайте вспомним о том, как вообще появились детские сады.

Утопия, ставшая реальностью

История детских садов — это рассказ про реализованную утопическую мечту. Что ещё раз доказывает: если человек что-то делает с увлечением, у него обязательно это получится.
История детских садов начинается с Роберта Оуэна, родившегося в 1771 году. Он работал на фабрике своего тестя — управлял одним из предприятий в Шотландии (Нью-Лэпаркс). В то время рабочим жилось сложно — они трудились по 14 часов в сутки, зарабатывая лишь себе на жизнь. Роберт придерживался социал-утопических взглядов и считал, что человек является продуктом социальной среды, которая его формирует вне зависимости от внутренних желаний и достоинств. Стремясь улучшить положение рабочих и «открыть двери» в счастливое будущее их детям (избавив от риска пополнить ряды преступников и попрошаек), он делает несколько нововведений:

  • сокращает рабочий день до 10,5 часов;
  • создаёт школу при фабрике для детей рабочих;
  • создаёт школу для малолетних детей, которые ещё не доросли до обычной;
  • создаёт вечернюю школу для взрослых и детей от 10 лет, которые уже трудились на производстве.

Таким образом он пытался сделать людей более добрыми, сердобольными. Свои принципы он изложил в труде: «Новый взгляд на общество или опыт образования характера».
Школа для малышей Оуэна состояла из группы для детей от года до трёх, группы от трёх до пяти лет и большой площадки для игр.
Нововведения Оуэна не были сразу приняты. Так, русский врач и педагог П.Ф.Лесгафт высказывался, что «с пелёнок учить ребёнка в школе — значит губить его умственно».

Тем не менее, история эта получила продолжение.

Школа под Питером

В 1832 году, под Петербургом, в Гатчине, при Сельском воспитательном доме открылась экспериментальная «Школа для малолетних» для детей двух-шести лет. Открыли её А.Ободовский, П.Гурьев и Е.Гугель на свои средства. Что же было целью эксперимента? Оказывается, школа эта открылась только для того, чтобы занять детей неимущих родителей чем-нибудь «приличным», а заодно приучить к доброму поведению и порядку. Полученные в играх знания не являлись целью эксперимента, но оказались очень значимыми, так как вёл занятия очень опытный и любящий детей педагог. К сожалению, школа просуществовала недолго и закрылась по банальной причине — закончились деньги.

К слову сказать, такие экспериментальные учреждения для детей открывались и закрывались по всему миру, однако ни названия, ни общей концепции у них не было.

Kindergarten — первый настоящий детский сад

В 1837 году Фридрих В.Фрёбель открыл в Германии (Бад-Бланкенбург) первый Kindergarten, что в дословном переводе означает «детский сад». На самом деле, в Пруссии того времени были распространены два типа учреждений для детей:
Kinderbewahranstalten — приют дневного содержания малолетних детей, где за детьми лишь присматривали;
Kleinkinderschulen — школы для малолетних детей, где в полном соответствии с принятыми традициями, дети проводили время «в мертвенном молчании», уча наизусть катехизис или занимаясь вязанием носков.
Фрёбель же в то время был вдохновлён идеями Иоганна Г.Песталоцци и оба типа имеющихся детских учреждений ему не подходили. Ещё бы! Песталоцци, великий педагог, знаменит многими своими высказываниями, среди которых:


«Ребёнок — зеркало поступков родителей».
«Час рождения ребёнка является первым часом его обучения».
«Отцы и матери все ещё в святой невинности полагают, что если дети посещают школу и находятся в ней, то, значит, они развиваются как в физическом, так и в моральном отношении».
«Чтобы изменить людей, их надо любить». 
«В стране существует слепое доверие народа к школам, каковы бы они ни были».


Понятно, что при таком подходе, Фрёбеля не устраивали учреждения для малышей, в которых полностью отсутствовали любовь и понимание к детям. Поэтому он придумывает другое название для своего детища, вынашиваемого им около двадцати лет: Kindergarten.
Детский сад — сад, где выращивают детей. Но не просто растят, а под присмотром опытных садовниц делают лучше, сильнее и крепче.
Это детский сад можно считать полноценным с точки зрения нашего времени, так как тут была и концепция воспитания, преподавания и дидактические материалы «Дары Фрёбеля», всё, что способствовало развитию ребёнка в естественных для него и очень благоприятных условиях.
Именно Фрёбель предложил главный принцип развития детей в детских садах: воспитание и развитие через игру.

Промышленная революция как стимул развития детских садов 

XIX век ознаменовался бурным развитием промышленности, которая требовала множества рабочих рук. Отцы и матери пошли на заводы и фабрики, но куда девать детей? Тут же вспомнили про сады Фрёбеля и организовали детские сады при каждом производстве. В ясли детей брали с 2 месяцев и до самой школы малыши были под присмотром уже квалифицированных «садовниц» - нянь и воспитателей. Эти, новые, детские сады формировались по тому принципу, что все дети — братья и сёстры, а воспитательница — ласковая общая мама, в дополнение к той, что всегда на работе и не может позволить себе баловство и игры с собственным чадом.

Детские сады в России

Первый сад в Российской Империи был открыт в Финляндии (которая тогда относилась к ней), в Гельсингфорсе в 1859 году, Седмиградским. Спустя четыре года, открылся детский сад на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Софья Андреевна Люгебиль была последовательницей Фрёгеля. Дети много резвились на свежем воздухе и занимались под зорким оком воспитательниц с большим опытом работы. Интересно, что родители могли свободно приходить в детский сад и наблюдать за играми детей. По нашим меркам демократичный детский сад вызвал в то время бурный протест среди просвещённого сообщества. Даже Пирогов, известный врач, говорил, что любой детский сад делает детей несвободными, ограничивая их развитие. В 1869 году детский сад закрылся по причине недостаточного финансирования.

Детский сад Аделаиды Симонович 

Напомним, что было время непростое, когда женщины и мужчины в профессиональной сфере были абсолютно неравны. Аделаида вышла замуж за врача-педиатра и очень хотела приносить пользу. Если муж лечил детей, то жена хотела создать условия для того, чтобы дети росли здоровыми и умными. Чтобы получить образование, ей пришлось уехать в Швейцарию. В Женеве она изучала педагогику в университете и познакомилась с племянницей Фрёбеля, у которой и переняла опыт организации Фрёбелевских садов для детей. После возвращения в Петербург, Симонович открыла платный детский сад для детей из богатых семей. Помещения и придомовая территория были благоустроены под нужды малышей. Воспитание велось ненавязчиво, в играх. Учитывался и национальный характер — в основу были взяты идеи Ушинского.
Идеальная воспитательница у Симонович была такой:

  • имела профильное образование;
  • отличалась энергией и бодростью;
  • была весела и строга одновременно, не злопамятна;
  • понимала природу детей и не придиралась к ним.

Выпускала Аделаида и свой журнал: «Детский сад», в котором пропагандировала идеи Фрёбеля. В 1869 году детский сад был закрыт по причине отсутствия финансирования. Журнал остался. Его стала издавать Е.Бороздина под названием «Воспитание и обучение».

Интересна дальнейшая судьба Аделаиды Симонович. Её муж, прекрасный врач, умер от сыпного тифа, заразившись от пациента. Аделаида одна воспитывала шестерых детей и племянника (в будущем — известного художника В. Серова), да ещё и удочерила дочку умершего у мужа пациентки. В конце жизни она выпустила книгу «детский сад» с иллюстрациями Серова и собственных детей и внуков-художников.

Есть ещё много примеров организации детских садов в которых успевали «повоспитываться» и известные личности, к примеру: А.Бенуа (у фрейлейн Герке в Петербурге) и В.Вересаев (в Туле у Смидовичей).

Первым бесплатным детским садом считается тот, что был создан при Обществе дешёвых квартир для детей из низших слоёв населения по почину Е.Вертер и Н.Задлер. В конце XIX века в Москве работало 13 дошкольных учреждений. Однако против них выступали врачи, отмечая, что детские сады являлись местом, где здоровые дети заражались от больных.

Тем не менее, идея детских садов отвечала требованиям современности и освобождала рабочие руки, поэтому постепенно расширялась и совершенствовалась. Открывались даже специализированные сады, для немых и глухонемых детей.

Детские сады после революции 1917 года

20 ноября 1917 года принята была «Декларация по дошкольному воспитанию», гарантировавшей бесплатное образование и воспитание детей-дошкольников. Уже в 1918 году открылся факультет университета, готовящий профессиональных воспитателей. 

Сейчас в России около 50 000 детских садов. В каждом из них работают воспитатели, няни, уборщицы, повара, садовники, музыкальные работники и физкультурники, дворники, сторожа, водители и другие. Те люди, которые имеют прямое или косвенное отношение к детям, посещающим детские сады или ясли. И все они отмечают теперь свой профессиональный праздник 27 сентября.

Комментарии