Одарённые дети - кто это?

03 сентября 2016 г. 0
Сухомлинский утверждал, что одарённость требует тщательного ухода, чтобы из неё выросло что-то стоящее. Он сравнивал её с проклюнувшимся ростком, который нужно поливать, защищать от жары и стужи, всячески холить и лелеять, чтобы гораздо позже насладиться плодами. Как понимается детская одарённость сейчас, что она такое, как её определяют и что делают с одарёнными детьми?
Одарённые дети - кто это?

Почему из одних детей вырастают великие учёные? Как сделать так, чтобы большинство детей становились весьма ценными для общества? Этим вопросам не одна сотня лет. Обществу нужны умные, сильные, полезные граждане которые приносят пользу, а не неприятности и даже вред. Можно ли культивировать одарённость или это врождённое качество?

Есть две точки зрения

Конечно, учёные разделились на два больших лагеря:

  • первые считают, что все дети талантливы, только талант этот надо разглядеть и взрастить;
  • вторые уверены, что талантливы не все дети, а лишь каждый пятый и при этом неизвестно — реализует ли ребёнок свой талант полностью.

Сейчас большинство великих умов склоняется к мысли, что талантливы далеко не все, поэтому детей, фактически, селекционируют — проводят отбор, основным признаком которого является одарённость.

Кстати, Лайтес Натан Семёнович подчеркивал, что одарённость — понятие временное и означает лишь, что на данном возрастном промежутке этот конкретный ребёнок опережает сверстников. Если он воспользуется своим преимуществом и сделает прорыв в развитии, его одарённость поможет ему стать более успешным и на дальнейшем жизненном пути. Если же не воспользуется, то одарённость ничего хорошего ему не даст.

Что такое одарённость?

Необходимость определить критерии, по которым можно «узнать» одарённых детей возникла в 1996 году, когда был дан старт Федеральной целевой программе «Одарённые дети». Сошлись на мнении, что одарённый ребёнок тот, который;

  1. обладает повышенной внимательностью и готов к напряжённой работе;
  2. имеет просто неуёмную потребность в труде;
  3. его мыслительная деятельность весьма продуктивна.

Таким образом, одарённость можно рассматривать как качество психики данное природой и развивающееся в течение жизни, помогающее конкретному человеку добиться определённых результатов в каком-либо виде деятельности.

Виды одарённости:

  • академическая, когда ребёнок прекрасно учится в школе по всем предметам;
  • интеллектуальная, когда у ребёнка высокий IQ;
  • творческая, когда у ребёнка развиты способности к творчеству — рисованию, декоративно-прикладному искусству, сочинительству, музыке и т. д;
  • социальная, когда ребёнок — прирождённый лидер;
  • спортивная, когда ребёнок показывает высокие достижения в спорте.

Общие черты одарённых детей:

  • любят получать новую информацию;
  • легко учатся;
  • имеют острое мышление и пытливый ум;
  • обладают хорошей наблюдательностью;
  • у них прекрасная память;
  • могут «с головой» погружаться в какое-то дело;
  • умеют чётко и логично излагать свои мысли;
  • отлично применяют полученные знания на практике;
  • остро воспринимают окружающий мир;
  • с интересом занимаются несколькими видами деятельности, порой сильно отличающихся друг от друга;
  • прекрасно решают разнообразные (в том числе — житейские) задачи.

Одарённые дети и школа

Современный ФГОС, действующий в школах, предполагает системно-деятельный подход к детям, при котором можно реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, выявить его сильные и слабые стороны и помочь ему сконцентрироваться на том, что, действительно, интересно.

Для того, чтобы осуществить этот самый индивидуальный подход, используются методики:

  • Оценка общей одарённости — просто отметка чем занимается ребенок и чем интересуется;
  • Карта одарённости, на которой учитель отмечает сильные черты ученика;
  • Интеллектуальный портрет, почти то же, что и карта, однако с более глубокой прорисовкой интеллектуальных особенностей ребенка.

После анализа этих карт составляется индивидуальный план развития каждого ребёнка и планируется его участие в тех или иных активностях.

Как работают с одарёнными детьми в школах?

Дети объединяются в группы по интересам — кружки и дополнительные занятия. С отдельными учениками может проводиться индивидуальная работа. Детей учат ставить цели и добиваться их, решать кажущиеся нерешаемыми проблемы, больше заниматься самостоятельно. Важен очень хороший учитель, заинтересованный в подобной работе и в успехаха своих учеников. Только он сможет развить одарённость практически в каждом. Если же учитель выполняет работу по развитию одарённости против своей воли и неумеючи, то он не разовьёт, а загубит всё хорошее, что могло бы «вырасти».

Комментарии