Шестые и восьмые классы в этом году писали проверочные работы по истории и обществознанию. Это исследования ставило целью проверить знание своего края, России и человечества в целом. Дети показывали умение оценивать, анализировать и сопоставлять информацию, понимать основные принципы функционирования общества. Исследованием был охвачен 51 регион страны, 735 школ, 50 000 школьников. Говоря языком статистики, выборка была репрезентативной.
На работу отводилось 45 минут, то есть, один урок, за время которого ученики выполняли 9 несложных заданий и ещё десять минут дети заполняли анкеты. Всё это проходило под контролем организатора и независимого наблюдателя. Затем работы сканировались и отправлялись посредством Интернет в центр обработки.
Исследование анонимное, без привязки к конкретному школьнику. Никто не хотел оценивать знания конкретных детей. Нужно было посмотреть, как скорректировать школьную программу и нужно ли это делать, начинать ли менять стандарты образования педагогов, их систему квалификации.
Результаты НИКО коррелируют с результатами ВПР и говорят о том, что школьники недостаточно хорошо знают:
Не достаточно хорошо работают с:
В целом оказалось, что многие позиции ФГОС, касающиеся историко-культурного наследия, школьниками не усваиваются. Поэтому нужно совершенствовать систему преподавания как истории, так и обществознания в школах.