Что говорят о ЕГЭ-2016 официальные участники процесса? Какие предварительные выводы они делают?
Самым сложным оказалось написать комментарии к проблеме. Большинство детей просто пересказывали предложенный текст, боялись высказывать собственное мнение, не могли подобрать аргументы для обоснования собственной позиции по теме.
Сквозит факт наличия весьма небольшого читательского опыта у испытуемых. Ребята не читают или читают произведения классиков вскользь. В связи с этим искажают имена главных героев, названий мест, где происходит действие и даже название самого произведения и фамилию автора. Так, фамилию В. Тендрякова написали несколькими способами и это при том, что она была в заданиях написана и, фактически, её нужно было просто аккуратно списать.
Но аккуратность — отдельная тема для обсуждения. Многие проверяющие просто не могут разобрать почерк экзаменуемых, а потому не могут и оценить правильно работу. Высказывают даже мысль разрешить набирать сочинение на компьютере или планшете — настолько нечитабельны иногда попадаются работы. Другие эксперты говорят о том, что за нечитабельный почерк нужно просто ставить работе минимальные баллы и всё. Человек должен уметь писать разборчиво, особенно — экзаменационные работы.
В этом году многие дети воспользовались опытом предыдущих лет и не употребляли в своих работах незнакомые слова и те, в правописании которых они не были уверены. Орфография и пунктуация существенно «подтянулись». Однако вылезла «вторая оглобля» - тексты стали несодержательными, порой представляя собой лишь набор заученных фраз. Но, ребята, это же ваш родной язык! То, что допустимо при сдаче иностранного, совершенно неприемлемо в ЕГЭ по русскому языку.
Базовый ЕГЭ по математике прошёл спокойно, а вот вокруг ЕГЭ по профильной математике разгорелся скандал: дети не смогли решить задания, ощутив, что они много тяжелее тех, что были в демоверсиях. Родители отреагировали сразу и начали сбор за пересмотр уровня баллов. Однако специалисты такой подход не разделяют, считая, что ЕГЭ по математике в этом году был не сложнее прошлогоднего уровня, просто дети растерялись.
Эксперты называют основные ошибки, которые совершенно не связаны со сложностью заданий:
Есть и положительные моменты:
В ЕГЭ по биологии выпускники «плавают» в селекции и биотехнологиях. К примеру, не понимают значение самоопыления растений, не знают, зачем нужен индивидуальный отбор. Частенько путают печень с поджелудочной железой, не могут перечислить клетки крови.
ЕГЭ по географии, которое сдают будущие географы портит настроение экспертам. Дети не знают элементарных вещей:
то, что в Бразилии официальный язык — португальский;
Франция — не является самой большой по численности страной Европы;
названия стран, с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы.
Те, кто выбрал ЕГЭ по обществознанию, «порадовали» проверяющих тем, что не знают, кому принадлежит исполнительная власть в России. Они отдали её не правительству, а Генпрокуратуре. Не знают выпускники даже своих собственных прав в соответствии с Конституцией.
В общем, выпускникам следующего года уже есть над чем работать. А выпускникам этого осталось совсем немного, чтобы узнать свои набранные баллы и поступить в те вузы, которые им окажутся по уму или по карману.