Виды развивающих игр, используемых в детском саду

27 июня 2016 г. 0
То, что ребёнок развивается в игре, ни у кого сомнений уже не вызывает. Детские дошкольные учреждения активно пользуются игровыми занятиями так, что дети и не замечают, что активно обучаются, получая лишь удовольствие от самых разнообразных игр. Что же такое игра для дошкольников и какие виды игровой деятельности используются в детских садах России?
Виды развивающих игр, используемых в детском саду

Игра — это вид деятельности, в которой дети примеряют на себя самые разные роли, учатся взаимодействовать с другими людьми, работать в группе, прощать, переживают обиды и огорчения. Игра помогает им выйти на новый уровень жизни и совершенно необходима для правильного гармоничного развития. Даже самостоятельная игра детей приносит много пользы, если же тематику игр задают взрослый и облекает игру в увлекательную форму, то игра становится мощным импульсом к развитию ребёнка. Какие же игры используют в детских садах?

Блок музыкальных игр

Музыкальные игры — это игры, раскрывающие музыкальный образ посредством движения. Дети, слушая музыку, поют песенку и визуализируют её. Если речь идёт о зайчике — прыгают, о медведе — ходят вразвалочку и т.д.

Музыкальные игры оказывают комплексное воздействие на детей. Они:

  1. тренируют память — маленькие песенки легко выучить;
  2. делают чище речь, так как выученные песенки нужно петь, правильно выговаривая слова;
  3. приучают к дисциплине — во время музыкальной игры нужно производить только определённые действия и никакие другие;
  4. развивают образное мышление и дают первые навыки взаимопонимания — дети «вживаются» в образы героев песенок, имитируют их и говорят от их имени;
  5. учат слышать музыку и понимать её;
  6. развивают музыкальный слух, ритмичность, ладовое чувство.

Музыкальные игры можно разделить на несколько значимых групп.

  • Сюжетно-музыкальные, когда дети передают сюжет музыки, двигаясь в такт ей и производя движения, которые характерны для придуманного персонажа. К примеру, если звучат высокие звуки — выступает комарик, низкие — волк.
  • Несюжетные игры — это разучивание последовательности движений под музыку: ритмика или пластика, несложные танцы. Дети реагируют на ритм музыки, её начало и окончание. Как вариант — эстафеты под музыку. Всё, что направлено на развитие силы, ловкости и выносливости в сочетании с музыкальностью.
  • Музыкальные инсценировки — когда малыши без слов, только пластикой, языком движений передаёт смысл музыки, которую слышит.
  • Игры с пением особо любимы детьми и воспитателями. Сюда можно отнести попевки, потешки, считалки и хороводы. Это национальное наследие, передающееся из поколения в поколение и не видоизменяющееся с годами.
  • Музыкально-дидактические игры направлены на развитие узнавания ребёнком звучания различных видов музыкальных инструментов. Различать особенности исполняемого инструментального произведения.
  • Ритмично-словесные игры направлены на развитие ритма с одновременным ориентированием в пространстве. Это игры с колокольчиком, игры на перемещение в пространстве под определённые слова, игры с продолжением высказывания, подбор рифмы.
  • Музыкальные спектакли. Для детского сада это огромный пласт работы. Не просто визуализация образов, а развитие целостного законченного сюжета. Здесь используются костюмы и декорации. Проводятся репетиции, а результат работы демонстрируется родителям на праздниках. Музыкальные спектакли могут использовать:
  • пластическое выражение, когда в основе — движение, ритмопластика;
  • певческие спектакли, когда дет изображают персонаж и поют от его имени;
  • обряды и фольклорные игры прививают любовь к родному краю, знакомят с национальными традициями;
  • музыкально-драматические спектакли — это полноценные спектакли, длительные и сложные, использующие самые разные виды музыкально-певческой деятельности.
  • Музыкальные игры — все игры с музыкой, не требующие от детей больших навыков, но доставляющие максимум удовольствия от игры.

Блок самостоятельных игр 

Самостоятельных игры — игры, правила в которых определяют сами дети. Они очень важны для всех детей. Развивают самостоятельность и настойчивость, умение ставить цели и добиваться их, работать индивидуально и в группах.

  • Сюжетно-ролевые игры. Игры в кого-то или что-то. Дети учатся выстраивать отношения, договариваться и взаимодействовать.
  • Театрализованные игры, когда дети сами «оживляют» сказку или сюжет. 
  • Конструкторские игры учат ребёнка всем видам строительства — из песка, кубиков, блоков конструктора и т. д. Но дети не только учатся строить, но и работать совместно, в команде. Такие игры развивают конструкторскую логику, заставляют ненавязчиво формулировать цели и выполнять задачи для её достижения.

Блок тренировочных игр 

Это игры от воспитателя, с заранее определёнными правилами и использованием пособий или заранее известных, продуманных деятельностей и движений.

  • Дидактические игры развивают умственные способности ребёнка, способствуют укреплению памяти, внимания и логики. По своей сути — это задачи разного уровня сложности и исполнения, которые воспитатель предлагает решить детям. Важное значение имеет соблюдение правил игры, что приучает ребёнка к дисциплине и ответственности.
  • Подвижные игры удовлетворяют потребности ребёнка в движении. Учат ловкости, развивают силу, баланс и скорость. Они могут иметь сюжет или учат выполнять определённые движения: бросать мяч в цель, прыгать через скакалку и т. д.
  • Спортивные игры напоминают подвижные, однако идут уже по более жёстким правилам. Здесь используются распространённые игры: футбол, баскетбол, бадминтон, теннис, городки, всякие эстафеты.
  • Народные игры: жмурки, гуси-гуси, палочка-выручалочка и т. д. Кроме хорошей двигательной активности обеспечивают преемственность поколений.

Блок творческих игр 

Творческие игры — те, в которых задействовано творчество. Сюда можно отнести и игры на природе, когда дети учатся видеть красоту окружающего мира, собирают дары природы, и игры с собранным материалом — основы декоративно-прикладного искусства.
Рисование и лепка — занятия, которые можно и нужно превратить в увлекательную игру. 

Таким образом, игра — основа обучающей деятельности в детских садах. Все принципы игр давно сформированы, однако их реализация целиком зависит от воспитателя. Если ему самому играть не интересно, то дети будут воспринимать игры как скучные занятия, никому не интересные и их развивающий компонент будет стремиться к нулю. Если же игра увлекает самого воспитателя, дети показывают поразительные результаты. А в перспективе — гораздо успешнее учатся в школах и даже ВУЗах.


 

Комментарии