В ВУЗ любой ценой?

28 июня 2016 г. 0
Заканчивается пора ЕГЭ, совсем скоро станет известно количество баллов, набранных школьниками по результатам выпускных испытаний. И тут каждый начнёт понимать на бюджетные места какого учебного учреждения он может претендовать. Некоторые обрадуются. Но большинству станет грустно, так как они удостоверятся в том, что в желанный вуз не пройдут и им остаётся лишь претендовать на место в другом учебном учреждении, чтобы учиться не по любимой специальности.
В ВУЗ любой ценой?

Было бы идеально, если бы дети могли с большой долей вероятности сказать, кем они хотят быть. Предположения, выдвигаемые ими в начальной школе, существенно отличается от того, что больше нравится в средних классах, и, тем более, в старших. В результате, всех абитуриентов можно условно разделить на три большие группы:

  1. те, кто поступает в тот вуз, который выбрал сам и будет получать желанную профессию;
  2. те, кто поступают в вуз, который выбрали родители;
  3. те, кто поступает в тот вуз, в который прошли на бюджет по баллам ЕГЭ.

С точки зрения «правильности» хорошо поступают только абитуриенты первой группы. Это же подтверждает статистика. Практически все эти молодые люди получают дипломы и устраиваются работать по специальности. 
Абитуриенты третьей группы тоже чаще всего дипломами обзаводятся, однако по полученной специальности работает менее трети из них. Остальные тут же поступают в другой ВУЗ или даже в колледж и приобретают ту специальность, к которой они, действительно, имеют склонности.
Абитуриенты третьей группы оказываются самыми дезориентированными. Некоторая часть (до 30%) находит силы посмотреть правде в глаза и отчислиться из ВУЗа, либо переведясь в другой, по профилю, либо просто уйдя в свободное плавание и получая затем любимую специальность где угодно, хоть в колледже. Оставшаяся (большая!) часть, учится кое-как, получают дипломы и устраиваются по специальности. Примерно половина из них так и будет всю жизнь маяться на нелюбимой работе, но не рискнёт что-либо поменять. Вторая половина постарается перейти на другую работу, ту, что будет по душе.

С точки зрения государства

Мы говорим сейчас о получении бесплатного образования. Но бесплатное оно только для родителей и самих студентов. Бюджетные места оплачивает государство. Поэтому для него идеальный вариант — только первый: человек отучился, устроился работать по полученной специальности и за несколько лет вернул потраченные на него деньги в виде подоходного налога. Во всех других случаях получается, что большую часть денег государство потратило впустую. А могло бы использовать более рентабельно. Именно поэтому сейчас и идёт речь о ранней профориентации и о многоступенчатом образовании, когда человек имеет возможность варьировать получением профессии и получать в конечном итоге ту, которая будет и желанна и прибыльна.

В этом отношении можно утверждать, что интересы государства и абитуриентов совпадают. Осталось только понять, как это реализовать?

Так стоит ли занимать доступные бюджетные места в вузах или есть альтернативы?

Психологи в один голос утверждают: стать счастливым столяром гораздо лучше, чем быть несчастным офисным сотрудником. Счастье — понятие с одной стороны неизмеримое, однако именно оно определяет здоровье и всё будущее человека. Если последнему приходится загонять себя в рамки нелюбимого дела — ничего хорошего не получится. Прибавим к тому, что многие не решаются ничего менять в своей жизни и сразу можно ощутить ту безысходность, к которой толкают его родители, порой не осознавая всего трагизма положения.

Но так ли важно поступить в вуз именно сейчас? Сейчас — в первый, куда принимают? Возможно, лучше отложить поступление в вуз, но поступить именно в тот, который даст «счастливую путёвку» в жизнь?

Что пугает родителей в непоступлении «здесь и сейчас»?

Зачастую, сами школьники не комплексуют по поводу того — пойдут они в вуз или в колледж, или даже просто устроятся на работу. Значимую роль в привнесении сумятицы в их жизнь играют родители. Родители, желающие счастья и думающие, что высшее образование (любое!) - это и есть счастье. Они опираются, возможно, на свой опыт. Но время идёт, жизнь меняется. 

Реалии сегодняшнего дня

Сейчас, пожалуй, важнее найти свою специальность, своё призвание. А высшее образование становится вторичным. Ничего страшного не случится, если ребёнок пропустит год. Он сможет лучше подготовиться к поступлению или попробовать поработать в близкой сфере — проверить, так ли ему важно быть именно там и именно тем?
Право на получение высшего образования гарантировано Конституцией. Появится чётко сформированное желание — оно сможет реализоваться. Но до этих пор, возможно, спешить не надо?

Идея многоступенчатого или непрерывного образования

Ещё одна беда, с которой пытается справиться государство и ответственные органы — несоответствие образования реальным потребностям производства и науки. Получается, что человек честно отучился 5-6 лет, получил диплом, а трудоустроиться не может. И это — тоже трагедия. Более правильным видится путь, когда молодой человек сначала пробует себя в специальности, а потом уже получает образование, позволяющее делать карьеру в том направлении, которое ему подходит и нравится. И пусть это будут небольшие ступеньки, они приведут к цели быстрее, чем эскалатор, ведущий в «другое здание».

Выбор высшего образование — важный жизненный этап. Не ошибитесь!

Комментарии