История лицея проста и очень показательна. Масса научных трудов говорит о том, что процесс обучения лишь тогда эффективен, когда он интересен детям. Что интересно современным ребятишкам? Правильно: всевозможные гаджеты. Поэтому обычная школа решила стать первой в эксперименте Apple «1:1», когда на каждого человека — учителя или ученика приходится один гаджет — планшет или айфон.
Рассказывая о начале проекта, администрация школы смеётся, что сэкономили на электричестве и канализации. Сами устройства приобрели детям родители. Тем пяти процентам, которые не смогли этого сделать, планшеты приобрела школа. Решение было принято не для «галочки», хотелось, чтобы каждый ребёнок и учитель в любой момент имел доступ к качественной образовательной информации. Планшеты теперь в лицее используются всегда и везде. Детям не ограничивают доступ к играм. Ведётся живой эксперимент: что победит — интерес к учебе или к играм?
Переучив учителей, нужно было создать структуру занятий, которая помогла бы использовать гаджеты эффективно и без вреда для здоровья. Решением стала модель «30-30-30». Два обычных урока спариваются и дробятся на три части по тридцать минут:
Как всегда, учителя разделились на «гениев технологий», «скептиков» и середнячков. Последних было больше всего. Администрация школы проявила гибкость — как использовать айфон в структуре урока решал каждый учитель сам. Кто-то презентации на нём показывает, кто-то тесты проводит, а кто-то разрабатывает свои, авторские методики.
К примеру, учитель биологии Светлана Садакова предложила ребятам в любимой ими игре Minecraft смоделировать кровеносную систему. А потом ребятам стало интересно моделировать в настоящих программах, Minecraft оказалась скучнее, чем возможность реализовать красивый проект в специальном приложении.
Посредством айфона не остаются за пределами рабочего процесса дети, которые не посещают школу по болезни. Они получают рассылку — подборку тем уроков, схемы, презентации и тесты. А значит вернувшись на занятия в класс, им не надо долго вклиниваться в процесс, а сразу можно эффективно работать.
Школа дважды входит в число 500 лучших школ России — а это уже не случайность. И причина вовсе не в приобретении планшетов, а в том, как изменились учителя и школьники. Они вовлеклись в процесс и увлеклись им. В результате учителя уже не заимствуют контент у других, а щедро генерируют его сами. Любая авторская методика работает лучше заимствованной — это факт, а потому дети тоже вовлеклись и увлеклись. Им интересно учиться — они показывают прекрасные результаты, запоминая массу информации не механически, а эффективно и сразу учатся применять её на практике.
Из всей этой истории следует вполне ожидаемый вывод, истина, почти забытая в наше время: не деньги определяют положение школы, а люди. Увлечённые педагоги и заинтересованные дети. И создать такую образовательную среду по силам каждой школе даже в рамках строгих ФГОС, которым подчиняется каждое образовательное учреждение.