Учитель и ученик: секреты взаимопонимания

31 мая 2013 г. 0
Часто бывает так, что родители считают ребёнка очень умным и перспективным, а вот учитель считает с точностью до наоборот. Что это: некомпетентное мнение родителей, любящих своё чадо или неприятие учителя? Скорее всего, между учеником и учителем нет взаимопонимания. А это — основа хорошего обучения.
Учитель и ученик: секреты взаимопонимания

Если между учеником и учителем нет взаимопонимания — это порождает огромные проблемы в процессе обучения и не приводит ни к чему хорошему. Но говорить о том, что кто-то из них плох: учитель или ученик — не стоит. Просто нужно попытаться наладить мосты понимания между ними. Как это сделать? Рассмотрим с точки зрения учителя и ученика.

Учитель налаживает отношение с учениками

Своё мнение об учителе ученики складывают в течение первых пяти минут знакомства. Поэтому нужно хорошо подготовиться и соблюдать следующие правила:

  • внешний вид — безупречный. Это не значит, что на учителе должна быть дорогая одежда, но аккуратная, деловая и с модным аксессуаром — обязательно. Причёска — классическая, даже если вы её не любите, потом сможете самовыразиться;
  • речь — уверенная, спокойная, размеренная. Это внушает доверие и уважение — дети интуитивно оценят вас как лидера;
  • отношение — доброжелательное, без суеты и многословности.

Это формирует первый образ учителя. В течение дальнейших контактов, учитель должен всегда помнить, что именно он отвечает за отношения между учениками и ним, поэтому нельзя допускать панибратства и попустительства — только уважение и демократизм. Учитель должен придерживаться следующих принципов:

  • принимать учеников такими, какие они есть. Учитель не может не любить своих учеников, даже самых отстающих и хулиганистых. Он понимает, что это — ребёнок, адаптирующийся к жизни посредством экспериментов, подчас глупых и даже неприемлемых.
  • оказывать внимание всем ученикам, особенно тем, кто в нём нуждается сильнее. Приятно говорить с успешными и «положительными» учениками, но своевременный разговор в «трудным» подростком может помочь успешному проведению урока и даже предотвратить катастрофу. Учитель не должен выделять кого-либо из учеников: все должны чувствовать его внимание.
  • признавать успехи своих учеников. Для одного это будет отлично выполненная работа, а для другого — вовремя сданное домашнее задание или победа в спортивном соревновании. Главное — в каждом найти то, за что можно смело похвалить.
  • одобрять то, что требует одобрения. Если концентрироваться только на позитивных качествах каждого учащегося, постепенно негативные нивелируются. Это очень важно!

Ученик налаживает отношение с учителем

Учитель не может оценить всех своих учеников в момент знакомства, особенно, если их много. Не нужно выделяться неопрятной или вызывающей одеждой, лучше придерживаться классического «среднестатистического» стиля. А вот уроки в первые дни обучения нужно готовить с особой тщательностью. Потому что каждого ученика учитель оценит во время первого ответа у доски. Часто говорят: «Сначала вы работаете на пятёрки, потом пятёрки работают на вас» и это — действительно так.

Если же контакта с каким-либо учителем не появилось, придерживайтесь следующих советов:

  • всегда будьте корректны, даже если вам кажется, что учитель вас не понимает — знайте, криком и нервами вы ничего не добьётесь — аргументируйте свою позицию спокойно. Часто в таких аргументированных беседах может выясниться, что неправы именно вы. Но бывает так, что и учитель может разделить вашу точку зрения.
  • ведите себя в школе в соответствии с правилами внутреннего распорядка. Свою индивидуальность лучше выражать во внеурочное время.
  • вовремя и полностью готовьте домашнее задание — вы же ходите в школу учиться.
  • на уроках ведите себя спокойно — если школьный режим не для вас — подумайте о переходе на экстернат — сейчас это распространённое явление.
Комментарии