Мария Монтессори действительно была одним из самых лучших воспитателей, которая всю свою жизнь посвятила детям, и не простым, а особенным: с задержкой психического развития, адаптация которых к внешнему миру была очень сложной. Мария много наблюдала за такими детками и всеми силами пыталась создать для них среду, максимально подходящую для их скорейшего развития. При этом речь не шла об умственном скачке и достижении хотя бы средних показателей умственного развития. Дети должны были научиться ухаживать за собой и научиться обслуживать себя без помощи взрослых. Однако выяснилось, что развивая навыки самообслуживания через игры, построенные на развитии тактильной чувствительности (как сейчас говорят: развивая мелкую моторику), Мария Монтессори заметила, что и умственное развитие деток ускорилось. Результаты были настолько хороши, что её разрозненные наблюдения составили стройную систему развития, которая и получила имя Монтессори.
На трёх принципах, как на трёх китах, держится вся система развития детей по методике Монтессори: ребёнок, среда и воспитатель. Именно в таком порядке. В центре — ребёнок, который сам решает, что и сколько времени он будет делать. Вокруг — развивающая среда, представляющая ребёнку возможность в каждый момент выбрать именно то дело, которое ему интересно. И где-то рядом — воспитатель, помогающий малышу тогда, когда он этого просит.
Развивающая среда представлена пятью зонами:
Дети не делятся по возрастам. Но есть непреложное правило: пока малыш занимает рабочее место определённой зоны, никто не может ему мешать.
Если ваш ребёнок даже слегка отстаёт от развития сверстников — вам стоит найти и записать его в группу Монтессори или детский сад, работающий по методике Марии Монтессори. Если же ваш ребёнок обычный, среднестатистический или опережает своих сверстников, то можно рекомендовать отдавать его в группы, использующие в своей работе элементы методики Монтессори, сочетая их с другими методиками развития и в результате помогающие вырастить гармонично развитого человека, который легко находит общий язык со сверстниками и обладает достаточными навыками самостоятельности.