Суть методики Монтессори

05 июля 2013 г. 0
В наше время чем интереснее звучит название методики развития дошкольников, тем больше родителей считают её лучшей. Не исключение и методика Монтессори. Мало кто из родителей понимает, что это за методика, но «звучит красиво, все хвалят», значит ребёнка непременно нужно развивать именно по этой методике. А нужно ли?

Мария Монтессори действительно была одним из самых лучших воспитателей, которая всю свою жизнь посвятила детям, и не простым, а особенным: с задержкой психического развития, адаптация которых к внешнему миру была очень сложной. Мария много наблюдала за такими детками и всеми силами пыталась создать для них среду, максимально подходящую для их скорейшего развития. При этом речь не шла об умственном скачке и достижении хотя бы средних показателей умственного развития. Дети должны были научиться ухаживать за собой и научиться обслуживать себя без помощи взрослых. Однако выяснилось, что развивая навыки самообслуживания через игры, построенные на развитии тактильной чувствительности (как сейчас говорят: развивая мелкую моторику), Мария Монтессори заметила, что и умственное развитие деток ускорилось. Результаты были настолько хороши, что её разрозненные наблюдения составили стройную систему развития, которая и получила имя Монтессори.

Как построена система развития по Монтессори

На трёх принципах, как на трёх китах, держится вся система развития детей по методике Монтессори: ребёнок, среда и воспитатель. Именно в таком порядке. В центре — ребёнок, который сам решает, что и сколько времени он будет делать. Вокруг — развивающая среда, представляющая ребёнку возможность в каждый момент выбрать именно то дело, которое ему интересно. И где-то рядом — воспитатель, помогающий малышу тогда, когда он этого просит.

Развивающая среда представлена пятью зонами:

  • Зона 1: «Практическая жизнь». В ней находятся приспособления для стирки, глажки, приготовления пищи и другие подобные «развивашки».
  • Зона 2: «Сенсорное развитие». Зона, где сосредоточены предметы для их изучения по вкусу, цвету, запаху, форме. Часто это крупы, вода и т. д.
  • Зона 3: «Математическая». Здесь малыш может связать количество с символом, его обозначающим, учится простейшим математическим вычислениям.
  • Зона 4: «Языковая». Всё для обучения крохи чтению и письму.
  • Зона 5: «Космос». Тут собрано то, что поможет ребёнку представить окружающий мир во всем его величии, узнать о связи поколений, об истории и культуре.

Дети не делятся по возрастам. Но есть непреложное правило: пока малыш занимает рабочее место определённой зоны, никто не может ему мешать. 

Плюсы методики Монтессори

  • развивает самостоятельность в ребёнке;
  • учит самому планировать свои действия;
  • знакомит с основными понятиями и явлениями окружающей среды, чтению и счёту;
  • развивает аналитические способности и логику;
  • хорошо стимулирует мелкую моторику, то есть — умственное развитие.

Минусы методики Монтессори

  • в ней совершенно не предусмотрено развитие творческого начала;
  • дети не учатся рисовать, лепить;
  • отсутствуют творческие ролевые игры;
  • не придаётся значение книгам.

Кому подойдёт, а кому — нет методика Монтессори

Если ваш ребёнок даже слегка отстаёт от развития сверстников — вам стоит найти и записать его в группу Монтессори или детский сад, работающий по методике Марии Монтессори. Если же ваш ребёнок обычный, среднестатистический или опережает своих сверстников, то можно рекомендовать отдавать его в группы, использующие в своей работе элементы методики Монтессори, сочетая их с другими методиками развития и в результате помогающие вырастить гармонично развитого человека, который легко находит общий язык со сверстниками и обладает достаточными навыками самостоятельности.

 

Комментарии