Что такое социализация? И обязательно ли за ней нужно ходить в школу? Что вообще даёт ребёнку посещение школы? Обо всём этом размышляем прямо сейчас.
Социализация, как говорит Большая Советская Энциклопедия, это «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих человеку быть полноправным членом общества (социума)».
Определение, приведённое выше, не говорит о том, где человек должен «социализироваться» и уж точно не утверждает, что этот процесс возможен лишь в пределах школьных стен. Для того, чтобы стать полноправным членом социума, человек должен:
Крайний случай отсутствия социализации можно наблюдать у детей, называемых «Маугли», то есть — выросших вне людей, например, вскормленных животными. Таких случаев насчитывается несколько десятков во всём мире. Эти дети ведут себя как те животные, которые их вырастили (собаки, медведи) — издают те же звуки, чешутся, не носят одежду и едят без помощи рук.
Любой ребёнок, выращенный человеком, уже в большей степени социализирован, так как видит перед своими глазами именно человека и берёт с него пример, копируя поведение в разных ситуациях и манеру речи, перенимая шкалу ценностей своего воспитателя.
А теперь подумаем, что за социализация ждёт ребёнка в школе и от чего она зависит. В первую очередь в школе ребёнок является членом коллектива — детей обоего пола, воспитанных в разных семьях, а значит имеющих разные привычки и весьма отличную друг от друга систему ценностей. Например, для одного ребёнка будет ценным похвала учителя, а второй — только материальное вознаграждение. Один ребёнок будет молчать и говорить только тогда, когда попросят, другой станет болтать без умолку. Один будет доказывать, что он является лидером посредством отличной учёбы, а другой — крепкими кулаками.
Таким образом, все дети во время школьного обучения испытывают дискомфорт разной степени выраженности и должны его преодолевать для того, чтобы остаться членом этого сообщества: терпеть побои или активно давать сдачи, ябедничать или держаться поближе к учителю. Самое страшное для ребёнка — остаться одному, поэтому дети организуют группы по интересам. В каждом классе есть такое деление — это тоже своего рода социализация.
С другой стороны, на социализацию школьников оказывают большое влияние учителя. Их опыт и поведение формирует ту самую шкалу ценностей у школьников.
Отсюда делаем вывод: как пройдёт социализация ребёнка в школе, зависит от многих факторов: личных качеств преподавателей, характеров и воспитания одноклассников. Столько анекдотов сложено про «ботаников», а ведь по большому счёту это дети, показывающие лучшие знания, чем их одноклассники и потому не вписавшиеся в стандартный социум. Отторжение социумом часто приводит к импульсивным действиям со стороны школьников: побеги со школьных уроков и из дома, бродяжничество и даже самоубийства — всё это производные некомфорта нахождения в социуме.
По большому счёту — нет. Ни один современный ребёнок не изолирован от социума, даже если он не посещает школу. Он общается со сверстниками на прогулках, на занятиях в секциях и кружках, дома. А потому, если ребёнок испытывает явный дискомфорт в школе и меры его преодоления не помогают — задумайтесь о том, что социум, сложившийся в конкретном месте не подходит именно для вашего ребёнка и примите все меры для того, чтобы подобрать нужный коллектив для вашего чада. Ведь даже кактусу для роста нужна определенная почва и условия, иначе он погибнет. Человек — не кактус, он более стоек, однако и его запасы прочности не бесконечны.