Если принять способность к обучению в идеале принять за 100%, то на первой паре она равна примерно 70%, на второй приближается к 100%, к третьей едва доползает до 10-15%, а к четвёртой (если она есть) снова растёт и может даже превысить 60%. Чем объясняется этот феномен? Всё дело в биологических ритмах.
На первой паре студенты «просыпаются» и постепенно включаются в работу. Преподаватели, зная об этом, предпочитают первую часть первой пары отводить на самоподготовку и лишь в особенных случаях, видимо, в отместку за нехорошее поведение в ближайшем прошлом, устраивают проверочную работу или опрос, результат которого предельно ясен — половина группы идёт на пересдачу. Если же опрос устроить в конце первой пары, результат будет гораздо лучше, так как студенты уже будут включены в процесс.
На второй паре студенты наиболее концентрированы. Умные работники деканатов, пользуясь этим, обычно, на вторую пару ставят наиболее трудные для студенческого восприятия предметы. И это оправдано, если бы сложные предметы ставились в другое время, то студентам выучить бы их было намного труднее.
К третьей паре у студентов накапливается усталость и просыпается чувство голода. И хотя знаменитая поговорка гласит о том, что сытое брюхо к учению глухо, на деле оказывается, что и голодный живот учиться тоже не даёт. Поэтому мысли студентов находятся где-то в районе столовой или закусочной, а некоторые тихонько жуют заготовленные дома бутерброды. В любом случае, стремление получить знания выказывают немногие. Поэтому третьей парой в ВУЗах часто идёт физкультура — и мозгам отдых, и физическая разрядка.
После третьей пары обычно бывает длинный перерыв, который студенты проводят в столовой. Вернувшись к занятиям на четвёртую пару они блаженно переваривают пищу и находятся в хорошем расположении духа, однако усваивать материал в полной мере не могут — вместо головного мозга активно кровоснабжается желудок. Поэтому четвёртой парой ставится обычно какой-нибудь третьестепенной важности предмет по которому в итоге может быть выставлено лишь две оценки: «зачёт» и «незачёт».
Чтобы чувствовать себя хорошо на всех предметах, в том числе и на тех, которые пришлись на третью пару, нужно обязательно холрошо позавтракать и по возможности пройтись не менее 30 минут пешком до своего ВУЗа. В перерывах между парами пройдитесь по коридору спокойным шагом, не сидите в аудитории, сделайте несколько гимнастических упражнений. Да, поначалу вы можете оказаться в центре неприятного внимания, однако интерес к вам быстро угаснет, а здоровье и концентрация внимания останется. Не стоит бодрить себя крепким кофе — через весьма непродолжительное время вы к нему привыкнете и придётся увеличивать дозу. Лучше всего помогает обычная питьевая вода.
И самое главное — у вас никогда не будет синдрома третьей пары, если вы пришли учиться в ВУЗ по собственному желанию и действительно хотите получить знания именно в этом университете или институте.