• Главная
  • Статьи
  • Как подготовиться к ЕГЭ по математике быстро? | РосОбразование

Как подготовиться к ЕГЭ по математике быстро?

26 февраля 2017 г. 0
ЕГЭ не за горами и математика — предмет обязательный для сдачи. Не важно, какой уровень вы выбрали (базовый или продвинутый), готовиться к испытанию нужно. И нужно серьёзно. Не набрав хороших баллов в продвинутом уровне, вы лишитесь возможности поступить в понравившийся вуз. Не набрав нужных баллов в базовом уровне — не получите аттестат о среднем образовании. Кажется, этого достаточно для мотивации?
Как подготовиться к ЕГЭ по математике быстро?

В этом году ведётся беспрецедентная кампания по снятию страхов у родителей и выпускников перед сдачей ЕГЭ. Специалисты разных уровней, имеющие отношение к составлению вопросов по ЕГЭ и по проведению этого мероприятия дали и продолжают давать массу полезных советов. Мы решили проанализировать и собрать воедино всё то полезное, что сказали работники ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) о том, как нужно готовиться к ЕГЭ по математике.

  • Если вы не уверены в своих силах, то сдавайте и продвинутый, и базовый курсы математики — так вы, по крайней мере, аттестат получите.
  • Готовьтесь системно! Ваша задача — повторить весь материал и задержаться на том, что вызывает трудности. Вы можете разработать собственную систему занятий или воспользоваться той, которая больше нравится из опубликованных.
  • Составьте план. Не устно! Напишите его на бумаге как можно более подробно. Разбейте по месяцам, неделям и дням. Не отступайте от составленного плана! Пропустили день занятий — наверстайте на следующий.
  • Демонстрационные задания созданы лишь для того, чтобы показать примерный уровень того, с чем придётся столкнуться на ЕГЭ. Не увлекайтесь их решением! Лучше определите типы заданий и научитесь решать их свободно. Вы же понимаете, что точно такого же задания не будет, так зачем тратить время? На практике часто бывает, что составители всего лишь меняют числа в задаче и её уже дети решить не могут, хотя демонстрационные решали легко. Ещё раз повторимся: разбирайте типы задач, но не решайте только демонстрационные варианты!
  • Вспомните элементарные вещи. К примеру: арифметические действия, последовательность их выполнения в примерах.
  • Обязательно ищите ошибки. Всегда проверяйте и перепроверяйте данное вами решение.
  • Внимательно читайте условия задачи! До сих пор многие решают задачи неправильно только потому, что до конца не поняли, что от них требуется. Отвечают не на вопрос задачи, а на какой-то другой, который сами и придумали.
  • Сначала научитесь решать простые задания первой части. Это достигается обычным повторением материала практически начальной школы. То есть, это легко. А если вы ещё и решите 2-3 задачи, дав на них развёрнутый ответ, то можете рассчитывать на 60-75 баллов на профильном уровне!
  • Если вы хотите получить высокие баллы на профильном уровне, занимайтесь предметом дополнительно, углубляйтесь в него самостоятельно, а лучше — с помощью продвинутого педагога или курсов.
  • Не игнорируйте диагностическое тестирование. Оно достаточно точно определяет ваш уровень и позволяет реалистично оценить свои шансы на получение нужных баллов. Помогает найти свои пробелы и, воспользовавшись оставшимся временем, удалить их.
  • Четверть выпускников решают сложные задания и теряют баллы на самых простых! Будьте внимательнее!
  • В ЕГЭ по математике много практических задач, основанных на том, с чем сталкивается каждый человек. Прорешав задачу, подумайте — можете ли вы применить где-либо полученный навык? Для чего вам пригодятся эти знания в жизни? Сумели найти применение — значит, точно запомнили и повысили свои шансы на высокие баллы.
  • Все школьники, получившие 100 баллов на ЕГЭ по математике считали этот предмет основным в своей жизни. Имели математическое мышление и обладали способностью строго логически мыслить.
  • Обратите внимание на геометрию. Во многих школах она преподаётся на низком уровне. Поэтому всё, что касается геометрии, нужно прорабатывать самостоятельно до автоматизма.
  • Задачи с параметрами. Если они вас пугают — снова возвращайтесь к основам математики в начальную школу. Все задачи с параметрами простые для того, кто хорошо понимает сами основы математики. Бояться их не стоит. Лучше решать и разбирать до тех пор, пока не останется страха. Совсем.
  • Первую часть ЕГЭ по математике, в идеале, должны решать все. Это база, основа. Ошибки тут вызваны чаще невнимательностью. Тут не нужно натаскивание — достаточно понимания простейших математических постулатов. И логика нужна, конечно. К сожалению, дети не хотят думать. Многие до сих пор как решают задачу:
    • выясняют каким действием она решается;
    • берут данные задачи и применяют к ним действие так, чтобы задача решалась.

Это в корне неверно. Нужно сначала понять, что просят найти в задаче. Потом подумать, все ли данные для этого есть. Если каких-то нет, то как их можно получить из имеющихся. А потом уже решать задачу не подгоняя под действие, а применяя логику.

  • Фактор везения в ЕГЭ по математике может присутствовать, но он всё равно не сможет обеспечить получение хотя бы восьмидесяти баллов. Если вам нужен максимальный балл — готовьтесь тщательно, не рассчитывая на везение. А если к вашей подготовке ещё и повезёт — вот это будет настоящим везением!
  • Можно учить-учить математику и «завалить» её. Запросто. Для этого достаточно растеряться и запаниковать. Это приводит к многочисленным ошибкам и опискам, неправильному прочтению условий задач. Поэтому отведите некоторое время для психологической подготовки. Учитесь держать себя в руках, хорошо соображать в условиях дефицита времени и в незнакомой обстановке.
  • Выбросьте калькулятор! Без шуток! Или спрячьте его подальше. И научитесь считать без него.
  • Выпишите и выучите важнейшие базовые формулы. Научитесь трансформировать их в зависимости от заданного вопроса.
  • Решайте как можно больше задач! Сначала простых, затем — сложных. В первую очередь (после базового уровня) нужно научиться решать задачи 13, 15, 17. Полностью их освоив, перейти к 14 и 16-й. Это уже обеспечит высокие баллы. Но если вы с ними разобрались, переходите к 18 и 19. 
  • Нет проблем с решением задач — не тратьте время на репетиторов, просто решайте и решайте! Берите задачи из любых источников и решайте. Есть неуверенность — нанимайте репетитора, записывайтесь на курсы.
  • Задача № 10 — лёгкая. Главное — внимательно прочитать условие, обратить внимание на единицы измерения и все величины подставлять в формулы в одних единицах измерения!
  • Задача № 11 — лёгкая. Главное — понять, что именно вы должны найти. То есть, сначала очень хорошо уясните, что вы будете искать. Обратите внимание на то, в каких единицах нужно дать ответ. Тут, к сожалению, школьники часто дают ответы на непоставленные вопросы, а поставленный вопрос остаётся без ответа.
  • Задачи № 13 и 15 — средней сложности. Чтобы их решить, нужно иметь хорошие базовые знания по всем темам алгебры, помнить все формулы наизусть. Хорошенько разбираться в области определения (особенно логарифма, тангенса и котангенса), уметь применять тождественные преобразования.
  • Задачи № 14 и 16 — по геометрии. Здесь важно знать планиметрию и стереометрию, уметь доказывать теоремы и выполнять чертежи. Чертёж для этих задач необходим. Он помогает понять задачу и подсказывает верный ход решения. Если, конечно, выполнен правильно.
  • Задача № 17. С ней произошла показательная история. Когда эту задачу включили в ЕГЭ, в школе начали заучивать формулы для решения. Но дети (а в некоторых случаях и учителя) не удосуживались разобраться — откуда берутся эти формулы, почему и зачем применяются. Просто брали формулу и решали по ней. На ЕГЭ в задачу внесли копеечные изменения, но при этом известная формула не подходила в чистом виде. Её нужно было трансформировать. Но как это сделать испытуемые не знали. Вот и не решили её, потеряли баллы. На самом деле, задача несложная. Нужно уметь формализовать данные, т. е. записать в виде уравнения или неравенства (то же — в задаче № 11). Обычно дают задачу на проценты, но может попасться и другая. В итоге получается задача на нахождения какого-либо значения функции на отрезке (то же — в задаче № 12). В целом нужно уметь перевести текст на язык математических формул — тогда всё получится.
  • Задача № 18 — сложная, но в рамках курса школьной математики. Нужно знать свойства элементарных функций, их исследовать и строить графики.
  • Задача № 19 — сложная. Она может быть любой, разной. Однако всегда требует продуманного решения и чёткого понимания: зачем тут применять то или иное действие, ту или иную формулу.

Таким образом, подготовиться к ЕГЭ по математике можно за достаточно короткий промежуток времени, если вы всегда интересовались этим предметом и разбираетесь в нём весьма неплохо. В противном случае лучше выбирать базовую математику и не претендовать на поступление в вуз, пропуском в который служат баллы ЕГЭ по математике.

Комментарии