Основы религии в школе. Памятка родителям о предмете и его выборе

30 августа 2016 г. 0
Четыре года назад в российских школах появился новый предмет, обязательный для изучения в четвёртых и пятых классах и посвящённый изучению религии и основ светской этики. Сложность заключается в том, что предмет этот представлен шестью разными модулями, выбрать которые должны родители в соответствии с традициями своей семьи. Как это сделать правильно?
Основы религии в школе. Памятка родителям о предмете и его выборе

Сейчас основы религий или светской этики изучают в 4-5 классах. Родители могут выбрать любой из шести модулей. Познакомимся с ними ближе.

Модуль первый: Основы православной культуры

Большинство проживающих в России людей считают себя православными христианами. Они носят нательные крестики и совершают обряды крещения над своими детьми. При этом совершенно не знают самой сути этой религии, действуя в согласии с традициями, заведёнными в семье или в соответствии с модными тенденциями. Модуль призван дать детям более широкое, полное представление об этой религиозной культуре. 
Зачем это нужно? 

  • Чтобы лучше знать и понимать историю России.
  • Изучить традиции, их истоки и толкования.
  • Познакомиться с Православной Церковью.
  • Приобщиться к православной культуре в нравственном и мировоззренческом измерениях.
  • Узнать больше об известных людях, почитаемых Церковью: Александре Невском, Илье Муромце, Сергие Радонежском и многих других.

В пояснениях к предмету указано, что ребёнок не может быть вовлечён в религиозные практики и участие в богослужениях.
30 уроков этого модуля познакомят детей с:

  • символами православия (иконами);
  • церковным пением;
  • христианским отношением к семье, родителям, труду и ответственности.

Три случайные темы:

  1. Христианская семья и её ценности.
  2. Православный храм и другие святыни.
  3. Милосердие и сострадание.

Предполагается возможность проведения выездных мероприятий:

  • посещение храмов и музеев;
  • концертов духовной музыки;
  • встречи с представителями духовенства.

Модуль второй: Основы исламской культуры

Мусульмане — вторая по численности группа людей, проживающих в России, после православных христиан. Они исповедуют ислам и это часто пугает, так как прослеживается явная связь предмета с запрещённой в России религиозной организацией ИГИЛ. Однако многие считают, что изучение этого предмета в школе может как раз дать базовые знания ислама и предотвратить вовлечение детей в недружественные террористические организации.
На уроках ислама школьники изучают:

  • Коран — главный источник вероучений;
  • Сунны — второй источник мусульманского права и нравственности.

Ислам — одна из самых популярных религий в мире. Мусульмане есть в каждом регионе мира и продолжает активно развиваться, проникая в самые дальние уголки и приобретая всё больше последователей.
В России ислам появился ещё в 643 году на Северном Кавказе, а затем проник дальше, дойдя до Урала и Сибири. 

Три случайные темы курса:

  1. Семья в исламе.
  2. Пророк Мухаммед — образец нравственного человека.
  3. Для чего построена и как устроена мечеть.

Есть возможность проведения выездных мероприятий:

  • посещение мечети;
  • посещение выставок и концертов соответствующей направленности;
  • участие в мусульманских праздниках, традиционных для России.

Модуль третий: Основы буддийской культуры

Буддизм — третья по распространённости религия в России и мире. Её исповедуют более полумиллиарда человек. Это религиозное течение возникло в Индии ещё в шестом веке до нашей эры, а затем распространилось в Китай, Тибет, Монголию и дальше. Основополагающим в буддизме являются учения Будды Шакьямуни, открывающие людям возможность прекращения своих страданий и достижения нирваны — состояния высшего блаженства.
В России буддизм распространён в Бурятии, Тыве, Калмыкии, Москве и Санкт-Петербурге.

Курс буддизма знакомит школьников с:

  • понятием буддизма;
  • учением Будды;
  • священных книгах;
  • буддийском представлении мира;
  • основополагающих понятиях: добро и зло, любовь, сострадание, семейные ценности;
  • лунным календарём.

Три случайные темы курса:

  1. Семья в буддийской культуре.
  2. Буддийские праздники.
  3. Буддийские ритуалы.

Запланированы выездные мероприятия:

  • посещение буддийского храма;
  • посещение музея с произведениями, выполненными в традиционной буддийской форме;
  • посещение концертов и песнопений соответствующей направленности.

Модуль четвёртый: Основы иудейской культуры

Иудаизм в мире не так популярен, как предыдущие три религии. Его исповедует всего около 15 миллионов человек. Однако он весьма популярен в таких странах, как Израиль и США, а в России с давних времен существуют отдельные общины иудаистов.
Курс основ иудаизма в школе знакомят с общими понятиями этого религиозного направления.

Школьники изучают понятия:

  • Пятикнижие;
  • священный текст;
  • иудаизм;
  • заповедь;
  • пророчество;
  • Мессия;
  • милосердие и благотворительность.

Отдельным блоком идут названия и содержание всех книг Пятикнижия.

Дети знакомятся с праздниками и историческими датами иудеев. С синагогальной службой, молитвами, ритуалами субботы, соблюдением норм поведения и нравственными основами. С понятиями добра и зла в иудейской культуре. Учат цитаты Торы. Пытаются научиться жить в гармонии с природой и самим собой.

Три случайные темы:

  1. Классические тексты иудаизма.
  2. Еврейский дом.
  3. Еврейские праздники.

Как и при изучении других религий, часть занятий может проходить в синагоге, музеях, концертных залах, в беседах с раввином.

Модуль пятый: Основы мировых религиозных культур 

Ребята, изучающие этот модуль, будут знакомиться с основами всех религий. О том, что в них есть общего и чем они отличаются. Узнают, когда и где образовалась каждая религия, кем она основана и какие принципы и идеалы заложены в каждой из них. Целью модуля является формирование представления об образце духовно-нравственного идеала человека. О том, как религия развивает людей. Что хорошего она может дать каждому.

Материалы модуля значительно расширяют кругозор детей, позволяют сделать осознанный выбор для углубленного изучения определенного религиозного течения. Позволяют найти точки соприкосновения религий и жить в мире, невзирая на отличие в вероисповедании.

Три случайные темы:

  1. Религии России.
  2. Календари религий мира.
  3. Священные сооружения. 

Этот модуль очень насыщен. Предполагается, что дети могут посещать музеи и выставки, концерты и встречи с представителями разных религиозных течений. Кроме того, к изучению модуля привлекаются и родители, так как планируется выполнение множества творческих работ.

Модуль шестой: Основы светской этики

Те родители, которые считают себя атеистами и совершенно не приемлют изучение ребёнком любых аспектов религиозных культур, могут выбрать именно этот модуль. Он целиком и полностью посвящён вопросам нравственности, морали и духовным ориентирам.


Здесь будут изучать понятия:

  • добро и зло;
  • ложь и правда;
  • поступок и проступок;
  • мораль;
  • нравственность;
  • духовность;
  • ответственность;
  • патриотизм;
  • любовь к Родине.

Модуль заставит детей задуматься о том, что такое:

  • дружба;
  • милосердие;
  • сострадание.

Как жить «по совести» и что такое семейные ценности?
Какую роль играет семья в жизни человека?
Какую роль играет семья ребёнка для него самого?

Дети будут учиться справляться с проблемами выбора принятия решений в сложных и конфликтных ситуациях. Будут обсуждать прочитанные произведения, акцентируя внимание на проблемах и их решение главными героями.

Три случайные темы:

  1. Культура и мораль.
  2. Этикет.
  3. Методы нравственного самосовершенствования.

Модуль рассчитан на то, что при изучении активное участие будут принимать все члены семьи ребёнка. Могут планироваться семейные встречи и встречи с интересными людьми. Моделироваться разные ситуации: поведение в ресторане, на вечеринке и т. д.

Зачем в школах появился этот курс?

Введение в школах курса изучения основ религии и светской этики вызвало много споров как среди родителей, так и среди педагогов. Однако его появление вполне было вполне ожидаемым. В стране резко повысилась преступность, снизились морально-нравственные устои, патриотизм и этические аспекты. Учитывая тот факт, что школа в России несет не только образовательные функции, но и воспитательные, ей и была вменена обязанность по исправлению ситуации. Введение нового предмета как раз и призвано решить эту проблему. Как получится — будет видно спустя 10-20 лет.

Если дети одного класса поделятся на группы в соответствии с вероисповеданием, не приведёт ли это к враждебности между ними?

Педагоги утверждают, что курс носит культурологический характер и направлен на то, чтобы объединить людей разных национальностей и религий. Любой выбранный модуль охватывает три основные нравственные ценности:

  1. Отечество;
  2. семья;
  3. культура.

Дети могут объединяться, чтобы провести совместные мероприятия. А изучение курса должно завершиться большим семейным праздником, призванным подтвердить согласие и мир общежития в условиях разных религиозных воззрений.

Как выбрать модуль, подходящий ребёнку?

Прошло уже несколько лет с введения нового предмета. В некоторых школах между родителями и администрацией разыгрываются целые баталии: школа не может организовать изучение всех шести модулей, а родители не соглашаются обучать ребёнка тому, что выходит за пределы их семейных ценностей.

Пять простых шагов для выбора модуля:

Шаг первый: выбор

Обсудите дома и выберите тот модуль, который подходит для изучения ребёнком. 

Шаг второй: заявление

В школе вы пишете заявление именно на тот модуль, который выбрали.

Шаг третий: анализ ситуации

Если ваше заявление принято — всё, можно успокоиться. Если учитель говорит о том, что реализовать выбор по каким-то причинам невозможно — переходим к четвёртому шагу.

Шаг четвёртый: ещё одно заявление

Пишем заявление на имя директора, в котором указываем, что:

  • Согласно приказу Минобрнауки, родителям гарантируется свобода выбор изучаемого модуля.
  • Согласно ст.28 Конституции РФ, ребёнку, как гражданину РФ гарантируется свобода вероисповедания и если он атеист, принуждать его к изучению религии никто не имеет права.
  • Согласно п.2 ст.14 Конституции РФ, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. То есть, школа, как государственное учреждение, не имеет права распространять религиозные воззрения.
  • Согласно ст.5 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», никто не может «подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии... к участию или неучастию в богослужениях и обучению религии...»

Шаг пятый: идём к директору

Директор, скорее всего, пойдёт вам на встречу. Если же нет — можно привлечь прессу и социальные сети. Такая огласка школе не нужна, поэтому всё равно заявление родителей будет удовлетворено.

Комментарии