Что делать с подростковыми суицидами? Число детей, «заражённых» идеей самоубийства давно перешагнуло уровень эпидемического, ведь только успешно реализуют свой замысел 20 из 100 000 всех детей, а сколько — неудачно или пока только в процессе? Тенденции характерны не только для России, хотя, справедливости ради можно вспомнить, что в 2013 году нам досталась пальма первенства за это в связи с зафиксированными случаями самоубийств детей и подростков в количестве 461.
Подростковый период, с точки зрения медиков и психологов, один из самых опасных. Дети переживают второе рождение. И если процессы первого хорошо налажены и помощь оказывается в большинстве своём грамотно, то второе — психологическое рождение личности пока ещё даже всерьёз немногими воспринимается как какая-то проблема. А ведь юные умы пытаются осознать своё место в жизни и ищут точки опоры. Хорошо, если семья является такой поддержкой, фундаментом, а если нет? Подросток принимает решение, исходя из багажа накопленных им знаний, умений и духовных ценностей.
Подросток и родители. Подросток и школа. Подросток и культура. Подросток и духовность. Подросток один, а направлений много и все они разрозненны.
Пока ребёнок маленький, его опекают родители. Но вот он растёт, уже может себя обслуживать, но ещё не может зарабатывать, начинает осознавать свою зависимость от финансов родителей. Хорошо, когда этот вопрос решается «полюбовно», но часто деньги выдаются в зависимости от настроения родителей, а оно ох как переменчиво!
Более того, дети всё дальше отдаляются от родителей. Начиная с 7 лет большую часть времени они проводят среди группы своих сверстников в школе. Причём группа эта сформирована по случайному принципу и не всегда является адекватной потребностям ребёнка, угнетает его и держит в состоянии постоянного стресса.
Институт духовного развития, коим несколько столетий была церковь возрождается крайне медленно. Родители в 99% случаев атеисты, дети — тоже.
Прибавим к этому ещё то, что большинство родителей много и активно трудится вне стен дома, зарабатывая на пропитание и проживание.
В итоге получаем ребёнка переходного возраста, предоставленного самому себе и имеющему возможность только выслушать категоричное мнение своих одноклассников, либо совершенно случайных людей в социальных сетях.
Социальные сети, пожалуй, одно из самых больших зол под маской сопричастия и соучастия. Они поглощают массу времени, формируют идеологию, повышенные требования к жизни и подчёркивают контраст между успешными богатыми людьми и никчемным тобой, настолько никчемным, что даже ненужным. Настолько ненужным, что прямо сейчас — иди и уйди.
Не прямо, но в контексте и подтексте. На обострённые подростковые нервы...
Вот и получаем — что получаем.
Школа показала свою полную несостоятельность в плане воспитания подрастающего поколения. Здесь ещё аукаются те времена, когда преподавать пришли случайные люди, не сумевшие поступить в более престижные вузы. Так они по инерции и работают, калеча души детей. И не каждая школа может позволить себе отказаться от их услуг. Престиж учителя только начинает возрождаться, хороших специалистов мало.
Призывать родителей больше времени проводить с ребёнком бессмысленно — им его ещё кормить и одевать-обувать нужно. Никто деньги на блюдце с голубой каёмочкой не принесёт.
Отправлять детей в церковь и воскресные школы в принудительном порядке тоже не вариант. Там тоже дефицит кадров и перегибы, к сожалению, имеются.
Нужно менять систему воспитания, возвращаясь к большей роли семьи в процессе воспитания и образования детей. К той модели, когда семья — настоящая. Где у каждого есть своя роль, ответственность, обязанности и награды по заслугам. Уважение и почитание.
Разрушить это получилось всего за несколько десятилетий. Получится ли восстановить?
Можно долго копаться в причинах. Но вот что делать прямо сейчас? Если родителям дорог ребёнок, то они должны выкроить на него часть времени в сутках и уделить-таки должное внимание. Подросток должен чувствовать к себе неподдельный, неформальный, живой интерес родителей — в первую очередь.
Родители должны быть в курсе всех нюансов обучения своего чада в школе, знать его учителей и одноклассников, их характерологические особенности и потенциальные угрозы.
Родители должны внушить мысль, что жизнь каждого индивидуальна и очень ценна, что она одна и нужно её беречь. Что трудности есть и будут, нужно учиться их преодолевать.
Родители должны заходить в соцсети и знать, на каких сайтах «сидит» их ребёнок.
Многое чего должны родители. Но как всё успеть за те несколько минут в день, которые по статистике проводят подростки с родителями?
Школа — то место, в котором большинство детей проводят основную часть своего времени — шесть-девять часов ежедневно.
Может быть, стоит усилить работу классных руководителей, сделать так, чтобы они реально занимались больше своими подопечными, а не «несли дополнительную нагрузку» для прибавки к своей зарплате?