Воспитание детей в Азии — тема, живо интересующая европейцев. На это есть как минимум три причины:
Примеры воспитания детей в некоторых азиатских странах.
Девиз воспитания тайцев — максимальная самостоятельность и ответственность. Дети появляются на свет не для того, чтобы мешать родителям. Поэтому они прекрасно «вписываются» во взрослую жизнь. При этом родители относятся к детям с уважением, давая им право нарабатывать собственный жизненный опыт. Падения, ссадины, шишки, испачканная одежда и даже порванная — не повод для расстройства и срочного возвращения домой. Это лишь очередной урок жизни. Испачкал или порвал рубашку — будешь ходить в таком непрезентабельном виде до вечера, в другой раз постараешься сохранить свою одежду в чистоте и целости. Набил шишку или получил ссадину? Тебя предупреждали, что этим может закончиться опасная игра. В следующий раз прислушаешься к словам взрослых.
Плач ребёнка взрослых не пугает. Малыша они ещё могут взять на руки, чтобы помочь успокоиться, но дети старше двух-трёх лет имеют полное право успокоиться самостоятельно. Взрослые просто не реагируют внешне никак, хотя и находятся рядом.
Важную роль играет преемственность. Дети находятся с родителями везде: на работе и в магазине, на отдыхе и на рынке. Они не мешают, прекрасно понимая где и как себя можно вести. Зато перенимают опыт и могут помогать взрослым с самого раннего возраста, часто «наследуя» профессию. Дети четырёх-пяти лет уже полноправные помощники. Они спокойно приглядывают за младшими детьми. При этом маленькие братья и сёстры слушают старших беспрекословно. А уж взрослых — и подавно. Тайцев с детства приучают быть терпимыми, не конфликтовать и превыше всего ставить интересы своей семьи. В значительной мере этому способствует буддизм, который учит пожизненному самосовершенствованию.
Япония — страна, весь уклад которой построен на традициях. Система воспитания — не исключение. Традиционно здесь с детьми до пяти лет общаются как с королями, с пяти до пятнадцати — как с рабами, а после пятнадцати — как с равноправными взрослыми. Так видят воспитание маленьких японцев иностранцы. На самом деле, всё гораздо сложнее и умнее. Родители приучают детей не раскрывать своих эмоций при посторонних. Поэтому, как бы себя малыш ни вёл — наказывать его и разговаривать о правилах поведения будут дома, там, где чужие не увидят. Малыши быстро усваивают такую модель поведения и могут вести на людях себя отвратительно. Ровно до пяти лет. Потом общественная мораль позволяет повышать голос на детей и воспитывать их прилюдно. К чести японцев, можно отметить, что и после пяти лет воспитательный процесс при людях — большая редкость.
Детские сады Японии отличаются от российских кардинально. В них практикуется индивидуальный подход, в результате которого каждому ребёнку будут привиты одни и те же ценности:
Практически равноценно развиваются три составляющие:
Дети становятся неприхотливыми. Они спокойно спят на тонком матрасике в той же комнате, где играют другие дети. Одеял не предусмотрено. Ходят до глубокой осени в шортах и футболке, покоряют горы в трёхлетнем возрасте. Если идут занятия, то дети тихо и терпеливо занимаются кропотливой работой, добиваясь наилучших результатов. Никто не позволит малышу бросить начатое на половине дела. Всё нужно доводить до конца — правило, усваиваемое на всю жизнь.
Китай долгое время накладывал ограничение, не позволяя семьям иметь более одного ребёнка неважно какого пола. Послабление давалось лишь в сельской местности: там можно было попытаться родить второго ребёнка (мужского пола), если первым ребёнком была девочка. За рождение «сверхнормативных детей» полагались большие штрафы. Даже не большие, а огромные — в миллионах юаней. В 2015 году это ограничение частично снято. Теперь в китайских семьях может воспитываться по двое ребятишек. Однако принципы воспитания остаются теми же. Независимо от пола, детей приучают к труду и послушанию практически с рождения. Трёхлетний ребёнок легко может самостоятельно вымыть посуду и пол, убрать в своей комнате и даже приготовить нехитрую еду.
Китайские дети никогда не спорят с родителями, беспрекословно выполняя все их указания. К слову сказать, указания родителей не с потолка берутся, а обусловлены традициями. Поэтому в Китае все дети в одно и то же время едят, спят, играют, гуляют и учатся. С возрастом процент времени, отводимого на учёбу возрастает. Если у малыша обнаруживается талант к чему-либо, родители используют все средства для его максимального развития. И это понятно: если малыш вырастет в успешного человека, он будет получать много денег и сможет содержать престарелых родителей. Напомним, что пенсии по старости в Китае нет, так что если старики перестают работать, им помогают выжить дети.
Китайцы приучают и даже заставляют своих детей учиться, не удовлетворяясь даже хорошим результатом, стремясь только к первым местам и отличным знаниям. Это открывает дорогу в успешный вуз. А далее... понятно, да?
Раньше образование было уделом мальчиков. Сейчас девочки и мальчики обучаются примерно одинаково.
Очень развита система детских садов, в которых дети воспитываются, начиная с 3 месяцев. Сами детские сады весьма разнообразны — на любой вкус и кошелёк. Есть частные детские сады и государственные, при предприятиях и общественных организациях. Родители выбирают лучшее, что могут позволить, а затем следят за тем, чтобы ребёнок занимался как много больше и лучше, опережая своих сверстников. Китайские родители уверены, что если ребёнок чем-то занимается на среднем уровне, значит это ему не нужно.
Монголия — страна, чьи жители — потомки кочевых племён. И это накладывает отпечаток на их быт и воспитание детей до сих пор. Здесь считается естественным кормить детей грудным молоком до шести лет. Особенно это касается мальчиков. Считается, что только те мальчики, которые так долго кормились молоком матери, смогут стать настоящими борцами — сильными и выносливыми. Поэтому вид мам, кормящих грудью детей самых разных возрастов — дело обычное, на это никто внимания не обращает.
Итак, первый аспект воспитания маленьких монголов — полное спокойствие впитывается с молоком матери. Крохам не о чем беспокоиться: еда и успокоение всегда тут. Дети при матери — сыты и спокойны. Такими и растут.
Второй аспект воспитания — уважение к старшим. Только обращение на «Вы» и для обозначения всех родственников имеются свои названия, свои обращения. Даже если малыш из двойни и родился всего на пару минут позже — к старшему брату он будет обращаться на «Вы» и подчиняться ему, как главному. Иерархия соблюдается беспрекословно. Главенствующая роль в семье у старшего мужчины. При этом он настолько велик, насколько и недосягаем. Даже в наши дни во многих семьях дети имеют право обратиться к отцу только через мать. И это при том, что отцы-монголы очень любят своих детей и сильно их балуют, особенно дочек. Девочки всегда берут пример с матери и находятся рядом с ней. Воспитанием мальчиков занимается отец, как раз после шести лет.
Детские сады в Монголии есть, в них принимают детей до шести лет и воспитывают в духе силы и патриотизма. Важно: в государственных детских садах официально запрещено изучение иностранных языков. Юные монголы должны прежде в совершенстве овладеть родным языком.
В Южной Корее обычно оба родителя работают. Декретный отпуск длится не более трёх месяцев. Поэтому здесь очень часто детей отдают в детские сады уже с трёх месяцев, переводя на смешанное вскармливание. Интересно, что в Южной Корее существуют специальные автобусы, которые забирают малышей из дома и вечером привозят домой. Услуга платная, но вполне доступная.
До полугода пребывание в детском саду Южной Кореи — это присмотр за ребёнком и уход за ним со своевременным кормлением, пеленанием, сменой подгузника.
С 6 месяцев до двух лет — переходный период, когда постепенно вводятся прогулки, игры и общение с другими детьми. В группе их всего около 10 человек.
С двух лет количество детей в группах увеличивается до 20, а жизнь становится весьма насыщенной. Кроме прогулок и игр, появляются развивающие занятия, английский язык, походы в театры, музеи, выезды в парки и на пикники.
Развитие в детских садах одинаково хорошее, так что в школу, в семь лет, дети идут полностью подготовленными: они умеют читать и писать как по-корейски, так и по-английски.
Интересно, что в Южной Корее время обеда одинаково для всех: в 12 часов дня вся страна садится за стол.
Самое главное в Южной Корее, как и в Монголии, уважение к старшим и чёткая иерархия. Старших не принято называть по имени, даже если они старше всего на год. Используются специальные уважительные обращения. Правил вежливости — масса. Основные из них дети усваивают ещё до трёх лет. И самое главное — хорошо относиться к своим родителям и своей стране. Особенно почитаемы бабушки и дедушки. При них никому нельзя не только ругаться, но и голос повышать!
К образованию своих детей южнокорейские родители относятся более чем серьёзно. Уже с пяти-шести лет занятия могут длиться по 8-10 часов, иногда и больше. Так родители готовят детей, которые смогут конкурировать за место под солнцем в нашем жестоком и своенравном мире.
Северная Корея — государство, закрытое. И вопросы воспитания детей не афишируются на весь мир. Однако кое-что просачивается сквозь стены и запреты.
В этой стране воспитание подрастающего поколения — дело государственной важности. Дело, призванное выращивать поколения людей, воспитанных в нужном духе коммунизма.
Все без исключения дети посещают детские сады. Для этого существует 28 тысяч яслей и 19 тысяч детских садов. Родители за пребывание детей не платят. Малыши находятся на полном государственном обеспечении.
Основной предмет в детских садах — сразу, лишь дети начинают говорить — родная речь. При этом заучивают дети как стихи произведения Ким Ир Сена и материалы о нём. Есть в детских садах, наряду с уроками математики и устной речи, рисования и музыки, коммунистическая мораль. В каждой группе детского сада имеется уголок Ким Ир Сена, к которому воспитатель несколько раз за день привлекает внимание малышей.
Надо ли говорить, что воспитание строится на уважении в первую очередь к государству, а потом к родителям. Родители мало влияют на своих детей. Этим занимаются детские сады и школы. Они профилируют деток, готовя таких людей, которые нужны государству.
Если подытожить сказанное, то можно сделать вывод: азиатское воспитание более строгое, детям приходится тяжелее. Но, возможно, именно поэтому азиатские страны всё чаще выходят в лидеры в самых разных рейтингах? И чему-то хорошему можно и у них поучиться. Настойчивости и трудолюбию, например.