• Главная
  • Статьи
  • О проверках вузов Рособрнадзором в 2016 году | РосОбразование

О проверках вузов Рособрнадзором в 2016 году

08 февраля 2017 г. 0
На сайте Рособрнадзора опубликован документ, в котором подводятся итоги проверок вузов в 2016 году. Проверки были плановые и внеплановые. Другие подробности — ниже.
О проверках вузов Рособрнадзором в 2016 году

В 2016 году Рособрнадзор провёл 77 плановых проверок и 459 — внеплановых. Всё в точном соответствии с Положением о ФС по надзору в сфере образования и науки № 564 от 15.07.13.

Выявлены нарушения:

  • лицензионных требований;
  • законодательства РФ в образовании;
  • нарушения ФГОС.

По итогам проверок 2016 года было возбуждено 501 дело о правонарушениях административного характера:

  • 233 на юр.лица;
  • 268 на должностные.

По решению суда, должностные и физические лица были подвергнуты административным наказаниям:

  • штраф (общая сумма 6 млн 35 тыс. рублей);
  • предупреждение — двум юрлицам;
  • приостановление деятельности — трём вузам на срок 7-90 суток.

Выдано предписаний об устранении выявленных нарушений — 471, из них 160 — повторно.

За неисполнение предписаний Рособрнадзор:

  • провёл внеплановые проверки — 169;
  • запретил приём в образовательное учреждение — 139 (после устранения недостатков приём возобновлён в 94 вуза);
  • приостановил действие лицензий — 27 (1 позже восстановлена после устранения недостатков);
  • аннулировал действие лицензий — 9;
  • приостановил госаккредитацию — 134 (после устранения недостатков госаккредитация восстановлена 84 вузам);
  • лишил госаккредитации — 163.

Типовые нарушения, выявляемые во время лицензионного контроля

  • Отсутствие документов, подтверждающих право пользования зданиями и территориями.
  • Невыполнение требований ФГОС в отношении материально-технического обеспечения, образовательных программ и помещений.
  • Нет компьютеров, подключенных к сети интернет.
  • Не оборудованы мастерские и лаборатории.
  • Нет тренажёров, тира.
  • Нет демонстрационного оборудования для проведения лекций.
  • Не разработаны основные и дополнительные образовательные программы.
  • Уровень профессиональной подготовки не соответствует должности сотрудника.
  • Не все учащиеся обеспечены доступом к электронным обучающим материалам.
  • Отсутствуют преподаватели, отвечающие за формирование у обучающихся профкачеств по выбранной профессии, самостоятельности, творческих способностей и инициативы.
  • В расписание занятий не включён длительный перерыв для приёма пищи.
  • Непредоставление на безвозмездной основе медорганизации помещения для оказания первичной медпомощи студентам.
  • Не ведётся учёт несчастных случаев среди студентов и не проводятся их расследования.
  • Нет профилактики употребления студентами алкоголя, наркотиков и психотропных средств.
  • Педагоги не проходят систематически курсы повышения квалификации.
  • Нет условий для проведения аттестаций педагогических работников на соответствие занимаемой должности.
  • Сотрудники не проходят первичный и текущие медосмотры.
  • Педагоги не проходят систематические проверки знаний и навыков в области охраны труда.
  • Не созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (пандусы, подъёмники, расширенные дверные проёмы).
  • Учебные планы не предполагают формирования определенных компетенций.
  • Нет сведений о местах и сроках прохождения практики, формирования профкомпетенций и их оценки.
  • Нет индивидуальных учебных программ для студентов, осваивающих программы в ускоренном темпе.
  • Неправильно ведётся книга регистрации выданных документов об образовании (не прошнурована, не скреплена печатью, не все графы заполнены).
  • Неправильно ведутся документы о переводе студентов с платного на бесплатное образование.
  • Не используются интерактивные методы обучения.
  • В плане обучения не предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, медийных и значимых лиц.
  • Не обеспечивается информационная безопасность студентов (не установлены фильтры, блокирующие доступ к опасной информации или сайтам).

Нарушения при оказании платных услуг:

  • неправильно заполнены договоры (не указаны стоимость, уровень образовательной программы, вид документа, который получает студент по их завершении, права обучающегося);
  • берётся плата за повторную защиту диплома, аттестацию, пересдачу экзамена или зачёта;
  • допускается повышение стоимости обучения после заключения договора.

Нарушения, касающиеся сайтов образовательных учреждений:

  • отсутствие достоверной информации;
  • неполная информация о вузе;
  • объявления о замещении вакантных мест размещаются менее чем за 2 месяца до даты проведения конкурса;
  • нет информации о сотрудниках, у которых в следующем учебном году истекает срок договора;
  • нет полной информации о правилах приёма и телефона для обращения абитуриентов;
  • не указан список и «вес» личных достижений абитуриентов, учитывающихся при поступлении;
  • нет информации об основной образовательной программе;
  • нет информации о возможности посещения факультативных занятий;
  • нет сведений о профессорско-преподавательском составе;
  • тексты выпускных работ не проверяются на заимствования и не размещаются в электронно-библиотечной системе вуза;
Комментарии