Конституция РФ прямо говорит о том, что ответственность за обучение детей лежит на родителях. Школа — организация, которая помогает в этом. Воспользоваться услугами государственной, частной школы, репетитора или дистанционного образования — право выбора родителей. Точно так, как и право дать детям образование в семье.
Традиционно большинство родителей отправляют своих отпрысков в государственные школы. Просто «по накатанной»: они сами учились в школах, их родители учились, все знакомые, родственники и друзья. Фактически, взрослые даже не задаются вопросом: вести или не вести в школу? Они только решают:
С шести, а часто и с пяти лет малыши начинают посещать курсы подготовки к школе. Дома мамы, папы, бабушки и дедушки всячески внушают, что школа — высшее благо для всех людей. И вот, настаёт первое сентября. Расфуфыренный первоклассник в сопровождении семейства, с огромным букетом цветов отправляется «первый раз — в первый класс!». Далее следует непонятная длинная и нудная школьная линейка, откуда ежегодно кадры с зевающими и спящими первоклашками становятся мемами интернета. Школа поглощает новую партию ребятишек, которые спустя неделю начинают спрашивать родителей: «А когда ЭТО закончится?» Те радостно отвечают: «Через одиннадцать лет!» И гаснут глаза отпрысков, внезапно осознавших, что они «попали».
По большому счёту в среднестатистической школе среднестатистического школьника поджидает три беды: формализм, фанатизм и супер-инклюзия.
Нет-нет, случаются, конечно, счастливые исключения, когда попадается прекрасная школа и учительница «от Бога». Первоклассники в этом случае бегают в школу с радостью и весело щебечут ежедневно о своих открытиях совершённых в стенах школы. К сожалению, сведения о таких чудо-учителях встречаются всё реже, несмотря на все проводимые реформы образования. Да и как может быть иначе, если для учителя первоочерёдно — документы, а дети только мешают их заполнять.
Учитель — лицо подконтрольное. Программа, по которой он учит детей, должна точно соответствовать ФГОС, отклонения допускаются лишь в части тем и весьма небольшие. Опытные педагоги как-то ухитряются лавировать между молотом и наковальней, ведя документацию в соответствии с государственными стандартами и при этом проводя великолепные, интересные уроки. Но большинству проще взять готовую программу и даже не выучить, а прочитать её с выданной методички. Давно известно: то, что не пропущено через своё сердце, чужие сердца не тронет. Вот и получается: педагог формально даёт знания, а дети их формально получают. Учить же приходится дома родителям. Потому как их «включили» в процесс образования детей и дали такую нагрузку, что всё остальное (включая собственную работу) мигом отлетело на второй план. Если не отлетело, то ребёнок не справится с программой начальной школы, а значит не сможет освоить материал даже средней школы.
Подтверждением этому стало, к примеру, введение экзамена по устной речи для выпускников 9 классов. Установленный факт: большая часть выпускников школ не умеет читать, вернее, не умеет извлекать информацию из прочитанного. Говоря народным языком: «Смотрит в книгу — видят фигу». Теперь учителя будут дополнительно обращать внимание не только на скорость чтения, но и на уровень понимания.
Никто не спорит с тем, что дополнительное образование — благо для детей. Какой родитель откажется от соблазна дать своему чаду возможность научиться красиво рисовать, хорошо петь, танцевать, стать более сильным или умным? Да ещё и с минимум вложений финансов и сил! Это так заманчиво: отправил детей в школу. Они там позавтракали, поучились, пообедали, сходили на «развивашки» и вернулись домой счастливыми и довольными. Родителям остаётся лишь покормить их ужином, проверить уроки и уложить спать.
На деле не во всех школах дела с дополнительным образованием детей выглядят так радужно. Просто потому, что не хватает педагогов-энтузиастов. Ну вот нет в школе преподавателя, который хорошо танцует и имеет хоть какие-то «корочки», позволяющие ему вести занятия хореографией. Вопрос решается просто: на краткосрочные курсы отправляется подходящий учитель (физкультуры, к примеру) и начинает вести занятия танцами. Хотя обычно всё ещё проще: есть те дополнительные предметы, которые школа может обеспечить. Не танцы, а аэробика, которую проводит учитель физкультуры. Рисование и творчество — дело учителя начальных классов. Основы православия ведёт воцерквлённый учитель или, в лучшем случае, приглашённый священнослужитель и т. д.
По закону каждый ребёнок имеет право получать десять часов допобразования в неделю — это по два дополнительных урока в день. Фактически, дети просто проводят ещё два урока в школе. Редко они подвижные. Учителю проще, да и выгоднее с точки зрения успеваемости, дать дополнительные занятия по математике или русскому языку. Про возросшую нагрузку на зрение, позвоночник и неокрепшую психику никто как-то не думает. Получается интересно: в первом классе идут сокращённые уроки с удлинёнными переменами, чтобы сохранить здоровье первоклашек, но «допы» они получают по полной...
Хорошее слово «инклюзия» и переводится оно как «включение», и идея благая — включить в социум детей, традиционно лишённых возможности посещать обычные школы — инвалидов или, как теперь корректно говорить, «детей с ограниченными возможностями здоровья». Идея отличная. Но как она реализуется?
На билбордах висит социальная реклама с посылом «все дети одинаково должны ходить в школы». Нарисованы бегущие дети и один в инвалидной коляске. Ребёнок-колясочник в классе — это нормально, особенно если он искренне хочет учиться. Его обычно сопровождает взрослый, помогающий передвигаться и подготовиться к уроку. Одноклассники быстро находят с ним общий язык и тут всё, на самом деле, хорошо. Однако положа руку на сердце, нужно отметить, что «колясочников» не так много, как детей с ОВЗ по совсем другим причинам. В классы попали дети с девиантным поведением, лёгкой степенью психических отклонений. В стране значительно сократилось количество «спецшкол» где такими детками занимались специально обученные люди: психологи, дефектологи, учителя, прошедшие подготовку. Теперь в каждом классе есть такой ребёнок, а то и не один. Ребёнок, который тянет на себя всё внимание учителя, который не может сидеть тихо все 45 минут и не может спокойно вести себя на переменах. Зато он лихо тычет чем попало кому попало и куда попало — циркулем в глаз, к примеру, ставит подножки, выбрасывает чужие канцтовары в унитаз изо дня в день. Другие дети не могут ему ответить тем же, да ещё и школьный психолог проводит работу, говоря о толерантности. В результате учитель вынужден стоять у парты с «особо хулиганистым ребёнком» и, фактически, общаться только с ним. Потому что, если педагог отвлечётся или отвернётся — подопечный тут же что-нибудь отчудит и не факт, что безопасное. Остальные дети вынуждены добывать знания из тех разговоров, которые педагог ведёт с «персоной № 1». И кому-то это удаётся. Другим родители дома объяснят.
Если вы сами зададите этот вопрос знакомым, то получите ожидаемый ответ: знания и социализацию. Но и с тем и с другим получаются большие проблемы: знания приходится добывать, а социализация заключается в умении выживать.
Если снять «розовые очки», то станет ясным, что в среднестатистической школе ребёнок получит:
Школьное образование вашего ребёнка вам не подчиняется! Вы можете контролировать только выполнение домашних заданий. Всё остальное остаётся за рамками ваших возможностей. В большинстве школ родителей даже в коридор школы не пускают, не то что в класс. Посидеть на уроке можно лишь по приглашению учителя и при согласовании с директором. Кто, как и какими методами воздействует на ваше чадо вы не узнаете никогда.
Вам это нужно?
Чем лучше обучение ребёнка в семье? Есть несколько важных моментов.
Семейное образование — не только альтернатива школьному, это возможность дать своему ребёнку лучшее, элитное образование, выстроенное на удовлетворении именно его потребностях в знаниях, умениях и навыках.
Очень сложно идти не в ногу со всеми или, ещё страшнее — своей дорогой. Всегда присутствует страх сделать что-нибудь не так и получить порицание со стороны окружающих.
Страх получить порицание, негативную оценку окружающих — это «звоночек из прошлого». Вы ведь тоже учились в школе и очень зависели от мнения учителей и класса. На деле это не так страшно, ведь действуете вы строго в рамках Закона об образовании и Конституции РФ.
Сделать «что-то не так» у вас не получится по двум причинам:
Вы всегда можете забрать ребёнка на семейное образование и вернуть обратно в школу.
Семейное обучение требует определённых усилий от родителей, особенно — в начальной школе и в первые годы после перехода.
В начальной школе ребёнок ещё маленький и не сможет самостоятельно организовать свой день. Это нужно контролировать.
Если ребёнок переходит на семейное обучение в средней школе, то он не умеет самостоятельно работать и этому его нужно научить, что тоже требует времени, дисциплины и усилий.
Никогда не переходите на семейное обучение спонтанно! Нужно подготовиться.
Такой подход к семейному обучению обязательно даст хорошие результаты, но он требует времени и скрупулёзности. Однако он себя оправдывает на все 100%.
Самое сложное — самодисциплина. Родители должны обеспечить сам процесс обучения. Среди тех, кто попробовал учить детей дома, а затем вернул в школу — основная масса не справились именно с дисциплинарными вопросами.
Одна мама писала, что не могла дочь разбудить раньше 11 часов дня. Та просыпалась к обеду, после обеда уже не могла учиться — кружки, прогулки. Вечером «голова не работала». В результате, промучившись несколько месяцев мама вернула ребёнка в школу и та стала без проблем вставать в 7.00, чтобы успеть ко времени звонка на первый урок. Если бы она, находясь на СО, вставала бы в семь утра — результат мог быть и другим.
Другая мама отмечала страшную лень ребёнка, который всё время играл вместо того, чтобы учиться и «завалил» аттестации. В результате был возвращён в стены школы.
В том и в другом случае родителям не хватило настойчивости, твёрдости и уверенности.
Поэтому не играйте детьми. Если забираете на семейное обучение, то не для того, чтобы «попробовать», а для того, чтобы сделать их лучше, образованнее, умнее, ответственнее. Для того, чтобы использовать все возможности для расширения их кругозора и пропитывания знаниями, отработки навыков и формирования умений.
Хорошо организованное семейное обучение сравнимо с элитным. Именно к этому нужно стремиться, действуя не вопреки школьной системе, а во благо своему сокровищу, фактически — своему будущему.