Какие факторы влияют на успешное обучение первоклассников?

27 марта 2016 г. 0
Казалось бы, все дети приходят в первый класс практически одинаково подготовленными и имеют равные возможности для старта. Однако оказывается, что одни мгновенно вписываются в школьную жизнь и показывают хорошие результаты во всех сферах деятельности, а другие испытывают трудности. От чего это зависит, решила выяснить Высшая школа экономики и провела соответствующее исследование.
Какие факторы влияют на успешное обучение первоклассников?

Эксперты Высшей школы экономики оценили первоклассников в начале года и в конце, а затем сделали свои выводы о том, какие факторы и как влияют на маленьких школьников на старте обучения.

Оказалось, что на способности к обучению и адаптацию к школе влияют самые разные факторы:

  • социальное положение семьи;
  • образование матери;
  • дошкольный опыт (посещение детского сада и развивающих занятий);
  • вовлечённость родителей в школьные дела ребёнка;
  • количество книг в доме.

Чем выше была оценка за эти факторы, тем лучше ребёнок адаптировался к школе. Однако не всё просто. Поэтому по итогам исследования, учёные смогли сформировать четыре группы детей, отличающихся по восприятию образовательного процесса и дали учителям ряд рекомендаций, как с ними работать.

Группа «Звёздочки»

Первоклассники, отличающиеся независимым характером, часто занимающие лидирующие позиции среди одноклассников. Имея все зачатки лидера, они не умеют согласовывать свои действия с другими детьми, что зачастую провоцирует конфликты в классе.
Эти дети вышли из семей, имеющих крупные личные библиотеки, где оба родителя имеют высшее образование, а матери вовлечены в школьные дела и активно помогают детям. Кроме того, «звёздочки» посещали если не детские сады, то несколько развивающих занятий в неделю.
Учителю рекомендуют давать таким детям задания повышенной сложности и учить договариваться с другими детьми, распределять обязанности.

Группа «Неорганизованные»

Первоклассники, которые чувствуют себя в школе некомфортно, могут нарушать правила поведения, только потому, что устают их соблюдать. Они не могут завести друзей, а общение даже с учителем вызывает стресс, хотя в отношении успеваемости плохого сказать нельзя. Они успевают практически по всем предметам. Большинство детей вышли из семей, в квартирах которых есть несколько сотен книг. Около 70% матерей «неорганизованных» имеют высшее образование, однако они активно участвуют в жизни класса и всячески помогают детям.
Учителю рекомендуют направить усилие на повышение адаптации этих детей к школе, всячески хвалить и повышать их самооценку.

Группа «Общительные»

Первоклассники, которых можно отнести в категорию крепких середняков по успеваемости, но при этом они совершенно не испытывают сложностей в общении. Это дети, посещавшие детские сады, но выросшие в семьях, где всего лишь половина матерей имели высшее образование. В домах порой не набиралось и сотни книг, а родители практически не интересовались школьной жизнью детей.
Учителю рекомендуется давать им посильные задания, с учётом того, что дети их будут выполнять самостоятельно, без помощи родителей.

Группа «Непроявленные»

Первоклассники, имеющие плохую успеваемость и при этом не умеющие общаться со своими сверстниками и испытывающие сложности даже при контакте с учителем. Дети вышли из семей, где матери не имели высшего образования, в домах не набиралось и сотни книг, а родители совершенно не интересовались учёбой своих отпрысков.
Учителю рекомендуется отдавать максимум внимания именно этим детям. Их нужно привлекать к социально значимым работам — помогать в раздаче каких-либо материалов, и помогать в учёбе, занимаясь дополнительно.

Конечно, деление первоклассников на группы весьма условно. И в каждой из групп есть дети из семей совершенно разных социальных групп, но большинство составляют всё же описанные выше.
Что поразило исследователей: исследование, проведённое в конце первого класса показало, что дети в каких были группах, в тех и остались. Звёздочки — звёздочками, непроявленные — непроявленными. И это очень печально. Ещё предстоит разобраться, на каком образовательном уровне легче вмешаться, чтобы дети лучше успевали в учёбе и можно ли вообще это сделать.

Комментарии