Образование в России, как и в любой другой стране, является системой перетекающих друг в друга образовательных программ разного уровня и начинается с дошкольного. Это было определено сразу после революции 1917 года, в 1918 году «Положением о единой трудовой школе». Дети собирались в аналоги коммун, где могли работать и учиться. Об играх в то время, понятное дело, речи не шло.
В 1989 году вышла «Конвенция о правах ребёнка», которая определила следующее:
Система дошкольного образования постоянно совершенствуется, подстраиваясь под изменчивый мир. Но есть в ней и нечто незыблемое — главенствующая роль родителей, которые и становятся первыми воспитателями для ребёнка. Интеллектуальное и нравственное зерно закладывают именно они и только потом ребёнок попадает в детское дошкольное учреждение. А некоторая часть детей — не попадает вовсе. И вызвано это по большей части не отсутствием мест в детских садах, а нежеланием родителей, имеющих силы, время и желание развивать ребёнка самостоятельно и с помощью системы дополнительного образования. Если в семье ребёнка воспитывают в соответствии с семейными традициями, то воспитание в детских учреждениях ведётся в точном соответствии с заказом государства, в патриотическом и духовном направлении.
Все российские детские дошкольные учреждения (ДДУ) в своей работе придерживаются Типового положения, вышедшем ещё в 1995 году и ставящем перед ДДУ следующие задачи:
Типовое положение определяет, что в России существуют следующие виды ДДУ:
У каждого дошкольного учреждения имеется основной документ — Устав, созданный на основе правительственных, федеральных и региональных документов, регламентирующих действие подобных учреждений.
К работе с детьми допускаются специально обученные люди, не имеющие судимости и медицинских противопоказаний.
Они обеспечивают:
Есть так же деление на федеральные и региональные компоненты. При этом федеральные не могут быть изменены, они одинаковы для всех детских садов России и обеспечивают преемственность образования. А региональные учитывают особенности каждого конкретного региона и позволяют детям лучше узнать традиции, обычаи и особенности того края, в котором они проживают.
Система дошкольного образования в России уникальна и не имеет аналогов в других странах. Именно поэтому специалисты по дошкольному образованию часто приезжают к нам перенимать опыт. Однако полностью реализовать его у себя не могут, сталкиваясь с особенностями законодательства.
В нашей стране дети могут находиться в детских дошкольных учреждениях:
Находясь в детском саду, дети получают:
При этом воспитатель занимает активную позицию, ведёт детей за собой, предлагая интересные виды деятельности — дети учатся в игре, ненавязчиво и при этом овладевают достаточно сложными понятиями, опережая сверстников из других стран.
В Европе чаще встречается вариант, когда воспитатель только присматривает за детьми и даёт занятия в ответ на просьбы своих подопечных. Если кроха хочет только рисовать — будет рисовать, стимулировать его интерес к примеру, к математике, никто не будет. Если заинтересуется сам, то позанимается, конечно.
В российских детских садах каждому ребёнку стараются дать положенный объём знаний, стимулируя интерес. Этот факт обеспечивает лёгкий переход выпускников детского сада на начальную ступень школьного образования.