На масленицу в детском саду можно смело отводить полторы недели, каждый день делая что-то ознакомительное и поучительное в полном соответствии с русскими традициями. Давайте ответим на популярные вопросы и составим предварительный план встречи масленицы в детском саду.
В какие дни проходит масленица? Чтобы посчитать, когда будет масленица, нужно знать дату Пасхи. Пасха — церковный праздник, начало которого высчитывается Церковью по лунно-солнечному календарю. Перед Пасхой 48 дней длится Великий пост. Неделя до Великого поста (мясопустная или сырная) и есть масленица. Так, в 2017 году Пасха 16 апреля, значит масленичная неделя начинается 20 февраля и длится по 26 февраля.
Масленица — это христианский праздник? Нет. Его корни уходят в язычество. Но праздник настолько прижился, что Церковь не стала с ним бороться, а включила в свой календарь в виде мясопустной (сырной) недели.
Зачем праздновать масленицу в детском саду? Празднование масленицы в детском саду имеет вполне реальные цели:
Какие образовательные области затрагиваются во время празднования масленицы?
Масленица, организованная по всем правилам, интегрируется с несколькими образовательными областями:
Разве этот праздник актуален для современной России? Да, актуален. Проводить его в детских садах очень интересно, полезно и познавательно. Дети осваивают новые знания, играют и начинают лучше понимать народные традиции, обычаи, страну в которой они живут.
Корректно ли праздновать масленицу, если в группе есть не только православные дети? Да, корректно. Масленица не является христианским праздником. Это традиционный русский праздник, дошедший до нас со времён язычества.
Правильным будет отмечать масленицу не один день, а несколько. В детском саду дети находятся с понедельника по пятницу, поэтому давайте спланируем празднование, длительностью в семь дней. Не забудем и про предварительную подготовку.
Если в детском саду нет русских традиционных костюмов, нужно попросить родителей подготовить их для своих детей. Это могут быть сарафаны и платки на голову для девочек, рубашки-косоворотки и картузы для мальчиков. Можно обойтись только картузами и платками, но это не так интересно и зрелищно.
Заранее нужно выучить хороводы и песни для празднования масленицы. Обычно это делается во время музыкальных занятий.
Детям нужно рассказать о самом празднике в простой и доступной для понимания форме. Рассказ может сопровождаться просмотром тематических мультфильмов, диафильмов, отрывков из кинофильмов.
История масленицы в изложении для дошкольников
Очень давно наши предки были язычниками. Они считали, что всё вокруг — живое. Вся природа вокруг — живая. Солнце и луна, звёзды, облака, небо и гром. Времена года (зима и весна, осень и лето). Реки и озёра, поля и луга. В общем, всё-всё вокруг считалось живым. И, как и везде, среди этой природы были силы добрые и злые. Зима считалась злой. Это было тяжёлое время года — холодное и голодное, пережить зиму удавалось не всем. А весна считалась доброй. Она побеждала зиму, согревала землю, давала людям возможность собирать растения, сажать семена, кормить скот.
Люди заметили: если весна приходила раньше — год был урожайным, если позже — голодным. Так и появился древний обычай прогонять зиму, помогая весне вступать в свои права. Этот обычай в том или ином виде есть во всех странах. У нас он получил название «Масленица». Основным символом праздника стали круглые лепёшки, напоминающие солнце. Позже стали выпекать блины. Это проще и быстрее, вкуснее и сытнее. А какие блины пекут ваши мамы? (слушаем ответы). Да, блины бывают разные: тонкие кружевные и толстые сытные, с припёком, с начинкой, маленькие как оладушки и огромные — на большую сковороду. И начинки к блинам бывают разные. Вы с чем блины любите?
Сколько вкусных начинок! Всех и не пересчитать!
Главный символ праздника - чучело из соломы, которое сопровождает все дни праздника, а затем сгорает, обогревая землю и приближая наступление тёплой весны.
Чем занимались люди во время Масленицы? Они веселились и объедались. Считалось, чем больше съешь блинов и чем веселее проведёшь эти дни, тем сытнее и лучше будет наступающий год. Люди наряжались, соревновались в забавах, мерялись силой, играли, водили хороводы и пели песни. Дети и взрослые катались с высоких горок — кто дальше прокатится, у того лён уродится лучше. Они строили снежные крепости и штурмовали их.
В последний день масленицы люди просили прощения друг у друга и у природы.
Материалы для сопровождения рассказа:
Самое время начинать готовиться к масленице — сделать свой дом чистым. В детском саду уборка не входит в обязанности малышей. Однако привитие навыков соблюдения чистоты и порядка — важный воспитательный элемент. Поэтому нужно провести небольшую беседу о важности чистоты и вместе с детьми навести порядок на полках с игрушками.
Примерный текст разговора с детьми
Какой праздник мы готовимся отмечать? Правильно, масленицу! Мы будем веселиться и играть. Наши предки перед праздником тщательно убирали в своих домах. Они мыли полы и стены, до блеска натирали посуду, белили стены домов, выбивали коврики. А мы сегодня будем приводить в порядок нашу игровую комнату. Давайте протрём пыль на полках и расставим все игрушки по местам!
Лучше всего провести это занятие перед обедом, чтобы дети могли полюбоваться плодами своего труда. Детям можно выдать влажные салфетки, которыми они протрут поверхности полочек для игрушек. Затем вместе расставить игрушки. Обязательно обратить внимание малышей на то, что стало очень чисто и красиво, похвалить их.
В пятницу готовим украшения для игровой комнаты. В зависимости от возраста это могут быть маленькие нарисованные блинчики, солнышки, весна, веточки растений, цветочки. Затем украшаем ими игровую комнату.
Каждый день масленичной недели должен быть неповторим и интересен для ребятишек. Готовить их к главному событию.
В понедельник можно вместе с детьми изготовить соломенных маслениц. Если солому найти проблематично — делаем куколок из веточек, ниток и прочего подручного материала. Можно сделать и просто из лоскутков. Главное, чтобы поделки получались весёлые, яркие. Масленица — добрая. Изготовленными фигурками украшаем игровую или оформляем из них выставку.
Изготавливаем вместе с детьми яркое солнышко. На листе ватмана воспитатель рисует яркий круг — центр солнца. Дети вокруг круга оставляют отпечатки своих ладошек. Предварительно нужно обмакнуть их в пальчиковые краски жёлтого, оранжевого или красного цвета. В центре солнышка пишем имена воспитателей, на ладошках — детей. В этот день можно и поиграть в хоровод с лентами. К палке привязываем разноцветные ленты по числу детей. Воспитатель держит палку, а дети — ленточки. Все ходят по часовой стрелке и поют-закликают солнышко: «Солнышко, покажись! Красное, появись! Согрей землю! Нам дай хороший урожай! Чтобы были пироги хороши и велики! Чтобы мы пекли блины вооот такой величины» (расходятся в стороны).
Рисуем блины — каждый, как может. Затем рисунки выставляем для всеобщего обозрения. Вспоминаем, что такое круг и овал, как их рисовать. Смешиваем цвета. Малыши могут обвести тарелочки и раскрасить получившийся круг жёлтым цветом, нарисовать ему глазки, носик и ротик. Можно вспомнить сказку про колобка. В некоторых странах убегает как раз блинчик и катится как колесо по дороге.
Играем в игру: кто назовёт больше всего сладостей.
В этот день можно поиграть в разные подвижные игры, порепетировать к основному празднику. Играть можно в помещении и на улице. Стоит в этот день вспомнить про колядки.
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Конечно, масленица заканчивается в воскресенье, но рабочая неделя в детском саду в пятницу. Поэтому отмечать будем в пятницу. Праздник проводится по сценарию и включает в себя песни, танцы, колядки, хороводы. Обязательный пункт программы — блины, которые обычно приносят родители. Масленица может отмечаться в помещении и на улице. Лучше всего — на улице. Там больше возможностей для веселья.
Тяни канат! Две команды берутся за канат с двух сторон и тянут, что есть силы. Кто перетянет команду противника, тот и победил.
Метание валенка. Участники делятся попарно. Каждая пара кидает по валенку — кто дальше. Тот, кто кинул дальше продолжает соревнование. Кто ближе — переходит в команду болельщиков. Когда кинули все, половина стала болельщиками, половина снова делится на пары. В результате останется один победитель.
Тук-тук. Смешная игра, которая нравится малышам. Ведущий и воспитатель (а потом и дети) разыгрывают диалог:
- Тук-тук!
- Кто там?
- Это я, гиппопотам!
- Откуда?
- От верблюда!
- Что верблюд делает?
- Прыгает!
- И мы попрыгаем!
Что ответит ведущий, то все и делают (поют, танцуют, кружатся, прыгают на одной ножке, держатся за нос...)
Ручеёк. Самая подходящая игра для масленицы. Дети становятся парами, берутся за руки и поднимают их высоко, образуя длинный коридор. Оставшийся без пары игрок бежит по длинному коридору и забирает любого ребёнка, становится назад, образуя новую пару. Игрок, оставшийся без пары, бежит в начало коридора, ныряет внутрь и выбирает напарника. Веселее играть под ритмичную музыку.
Золотые ворота. Двое ведущих берутся за руки, поднимая их высоко — образуют ворота. Дети берутся за руки, как в хороводе и идут друг за другом в ворота под весёлую прибаутку:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз — прощаются;
Второй раз — возвращаются;
А на третий раз не пропустим вас!
На слове «вас» ведущие резко опускают руки и ловят тех, кто оказался внутри кольца. Пойманные тоже становятся «воротами» - кольцо ворот расширяется и проскочить сквозь них становится всё труднее.
После игр и забав все обращаются к чучелу Масленицы, водят хоровод, поют песни, танцуют. Если по правилам пожарной безопасности сжечь чучело нельзя, то Масленицу устанавливают на санки или тележку и увозят.
Теперь все переходят к столам с блинами и чаем.
А когда дети пойдут домой, им нужно раздать их поделки, чтобы праздник запомнился надолго.
Масленица удалась? Значит год будет удачным!