ЕГЭ-2017 по русскому языку: на что обратить внимание?

23 декабря 2016 г. 0
Результаты ЕГЭ-2016 проанализированы и этот анализ доступен для глубокого изучения всем желающим. К примеру, в четвёртом номере журнала «Педагогические измерения» Ирина Петровна Цыбулько, являющаяся руководителем федеральной комиссии по разработке КИМ ГИА по русскому языку, даёт подробный разбор и советы.
ЕГЭ-2017 по русскому языку: на что обратить внимание?

В каждом варианте КИМ ЕГЭ-2016 по русскому языку было 25 заданий разных уровней сложности. Отывечая на эти вопросы, экзаменуемый показывал свои навыки и знания:

  • владения нормами современного русского языка;
  • восприятия смысловой, типологической, логической, языковой структуры текста;
  • восприятия вторичных (подвергнутых компрессии) микротекстов;
  • в создании собственных текстов.

Всего за работу (максимально) можно было набрать 57 первичных баллов.

Особенности первой и второй частей ЕГЭ-2016 по русскому языку

Первая часть КИМ содержала 24 вопроса — материал, в виде отдельных слов, предложений, словосочетаний. Вопросы предполагали краткие ответы экзаменуемых, которые оценивались в баллах — от нуля до пяти в зависимости от разновидности заданий, правильности и полноты ответа. 

Виды вопросов по видам ответов:

  • открытого типа (ответ записывается кратко самим испытуемым);
  • на выбор одного, двух и более правильных ответов из предложенных;
  • установление соответствия.

За первую часть максимально можно было набрать 34 первичных балла.

Вторая часть содержала всего один вопрос, но какой! Нужно было написать сочинение-рассуждение на предложенную тему.

Этот вопрос оценивал сформированность речевых умений и навыков:

  • адекватное восприятие информации;
  • дальнейшее развитие мысли автора;
  • последовательное изложение собственной мысли;
  • выбор адекватных заданию стиля и типа речи;
  • отбор языковых средств, способных обеспечить выразительность и точность речи;
  • соблюдение письменных норм языка (орфография, пунктуация).

Сочинение оценивалось по 12 критериям (К1... К12). Максимально можно было набрать за него 23 первичных балла.

Отдельные задания

Задание № 7 — высокий уровень сложности. Оно проверяет знание:

  • норм координации:
  • подлежащего и сказуемого,
  • подлежащего и составного именного сказуемого;
  • использования несогласованного предложения;
  • согласования определительного оборота со словосочетаниями;
  • норм управления предложением;
  • использования причастных и деепричастных оборотов;
  • построения сложноподчинённых предложений;
  • видовременного соотнесения глагольных форм.

Задание № 8 проверяет, знают ли выпускники, как писать безударные гласные и сомнительные согласные в корнях слов. Традиционно максимальное количество ошибок экзаменуемые делают именно на эту орфограмму — она просто чаще встречается.

Задание № 25 представляло определённые сложности ещё и потому, что дети смешивали лексические значения слов, а потому неправильно понимали задание и, соответственно, неправильно его выполняли. Автор обращает внимание на разницу в словах ставить, затронуть, упомянуть:

  • ставить — предлагать, выдвигать;
  • затронуть — обратить внимание;
  • упомянуть — коснуться.

Исходя из этого: проблему можно поставить, то есть подробно выдвинуть, затронуть или только упомянуть.
Нужно обратить внимание на критерий К2 — нужно уметь:

  • комментировать проблему, опираясь на исходный текст;
  • приводить примеры из прочитанного текста;
  • хорошо понимать, о чём идёт речь в прочитанном тексте.

На что следует обратить внимание при подготовке

Задание № 14: правописание -Н и -НН;
задание № 19: знаки препинания;
Задание № 21: функционально-смысловые типы речи.

Эти задания выполняют чуть более половины испытуемых.

Уровни выполнения ЕГЭ по русскому языку в 2016 году

  1. Минимальный — группа испытуемых, набравших от 0 до 15 первичных баллов. Они, в большинстве случаев (50 и более %), справились с заданиями 1, 2, 3, 10, К1.
  2. Удовлетворительный — те, кто набрал16-31 первичных баллов. Большинство детей (более 50%), отнесённых к этой группе, выполнили задания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 12, 13, 14, 15, К5, К6, К9, К10.
  3. Хороший — 32-45 баллов. У этих экзаменуемых возникли сложности с выполнением заданий 5, 10, 14, 16, 21, К2, К8. Кроме того, они не смогли различить в предложенных текстах главную и второстепенную части, поэтому сокращали текст бессистемно.
  4. Отличный — те, кто набрал 46-57 первичных баллов. Они в целом справились со всеми заданиями, однако общие сложности возникли с выполнением заданий 5, 14, 21, К8.

У всех групп возникают проблемы с пунктуацией и с практическим применением полученных теоретических знаний. Так, орфограммы в отдельном задании распознаются хорошо, а вот в тексте — нет. Поэтому синтаксису и пунктуации нужно уделять при подготовке к ЕГЭ особое внимание. А лучше формировать эти навыки в плановом порядке, при обучении в школе. Уже в начальных классах дети должны не только воспроизводить текст сказанной учителем фразы, но и его интонацию, выдерживать паузы.

Анализ работ ЕГЭ по русскому языку из года в год показывает снижение речевого развития школьников. Отличается примитивность эмоций, стереотипность суждений, заимствованные мысли и представления. Только 8% испытуемых показывают отличные знания русского языка.

Эксперт рекомендует:

  • отталкиваться от потребностей ученика, давать каждому ровно столько, сколько он может усвоить, работая в своём темпе;
  • материал предлагать поэтапно и структурировать;
  • давать алгоритм решения блока заданий и отдельных видов заданий;
  • автоматизация навыков работы с текстовым материалом;
  • более частое использование неформальной системы контроля, отход от оценок по любому поводу (особенно — отрицательных);
  • постоянное осуществление текущего контроля и коррекция подачи материала в соответствии с результатами;
  • обучение орфографии и пунктуации следует проводить в тесной взаимосвязи с развитием мышления и речи учеников.

ЕГЭ-2017 по русскому языку: ожидаемые изменения

Задания 17, 22 и 23 будут расширены.

  • Задание № 17 направлено на проверку умения обособлять грамматически не связанные с предложением конструкции. В 2017 году к этому вопросу добавятся обособления обращений в прозе или стихах.
  • Задание № 22 проверяет умение проводить лексический анализ слова в контексте. В 2017 году в представленном материале может быть несколько слов, соответствующих заданию, но нужно внимательно читать вопрос. Вас просят выписать их все или только один?
  • Задание № 23 по сути останется тем же, но поменяет формулировку.


 

Комментарии