Нет никого более беззащитного, чем ребёнок раннего дошкольного возраста, который искренне не понимает, зачем ему уходить из такого хорошего и родного дома в совершенно чужой детский сад. В идеале, проходит период адаптации — 2-4 недели и кроха уже сам с удовольствием рассказывает о новых друзьях и массе интересных дел. Но бывает и так, что время проходит, а слёзы не убывают и малыша в детский сад можно только «притащить». Как проверить — виноват в этой ситуации психотип ребёнка или какие-то внешние факторы? Вот несколько практических советов психологов.
Этот простой метод позволяет услышать, как воспитатель разговаривает с детьми в то время, когда не опасается, что её услышит кто-то из родителей. Вы можете быть неприятно удивлены тем, что кроткая и улыбчивая женщина кричит на детей. Если в вашей семье не принято повышать голос, то этого одного факта достаточно для того, чтобы ребенок испытывал дискомфорт от нахождения в зоне крика. Воспитатель же может считать это вполне допустимым — нужно же как-то управляться с оравой детей? Некоторые родители рассказывают, что при таких внезапных приходах слышали и крепкие выражения и оскорбительные высказывания в адрес детей. Это — недопустимо. Услышали — сразу заходите в группу, а потом ещё зайдите и к заведующей. Кардинально вопрос вы не решите, но воспитатель поутихнет на некоторое время.
Можно поступить проще — во время прогулки подойти к забору детского сада так, чтобы всё видеть, но оставаться вне поля зрения детей и воспитателей и посмотреть, чем они занимаются. В идеале — воспитатель всегда должна находиться в центре детей, организовывать игры и развлечения, внимательно следить за воспитанниками. Часто родители рассказывают, что видят, как дети играют без присмотра, а воспитатели разных групп, собравшись вместе, обсуждают свои проблемы, изредка поглядывая на детей.
Когда ребенок приходит домой — отмечайте для себя его новые привычки. Например, он может прикрывать голову, если вы сделаете резкий взмах рукой или есть, с опаской поглядывая на вас — всё это признаки насилия, проявляемого по отношению к нему в детском саду.
Если вы не можете разобраться, что происходит в детском саду — незаметно для малыша положите или зашейте в его одежду крохотный диктофон. Когда ребенок вернётся у вас будет многочасовая запись, проанализировав которую вы либо успокоитесь, либо начнете активно действовать.
В настоящее время администрация некоторых детских садов соглашается с тем, чтобы установить в группах видеокамеры и вести прямую трансляцию событий в интернете. Это обходится не так дорого, но существенно дисциплинирует воспитателей и позволяет родителям видеть, чем их кроха занимается прямо сейчас.