Прекрасно, когда дети переходят в класс из одного детского сада, уже сплочённым коллективом. Однако это скорее исключение, чем правило. Чаще всё-таки в классе собираются совершенно незнакомые дети, для которых начало школьной жизни знаменуется ещё и необходимостью завести себе друзей среди одноклассников. И в этом им должны помочь учитель и родители.
Для первоклассников учитель — непререкаемый авторитет. Поэтому сразу после первого сентября хороший учитель обязательно проводит мероприятия, направленные на то, чтобы дети, которые «каждый сам по себе» стали единым коллективом, силой, решающей самые трудные задания. Что для этого может сделать учитель?
Проводить совместные мероприятия: чаепития, походы в лес или театр, экскурсионные поездки. Важно, чтобы мероприятие нравилось всем первоклассником, было для них интересным, а после его окончания каждый мог бы выразить своё отношение к нему: нарисовать рисунок, рассказать родителям. Получив такую «обратную связь», учителю легче сориентироваться в том, какие мероприятия нравятся большинству подопечных и какие планировать дальше.
Привлекать детей к социально значимым событиям: участию в благотворительных выставках, уборке пришкольной территории, субботникам, спортивным мероприятиям. Необходимо, чтобы каждый школьник осознал, как важно именно его участие для общего дела.
После каждого мероприятия учитель обязательно должен всех похвалить и подчеркнуть, что они сделали это вместе. Хорошей традицией является справляться о здоровье заболевшего или долго отсутствующего в классе товарища.
Ещё один способ объединения класса — разделить его на группы по интересам и предоставить возможность детям заниматься любимым делом. Кто-то любит петь, кто-то рисовать, а кто-то танцевать или ухаживать за цветами. Один раз в месяц, на классном часе могут быть обнародованы успехи того или иного кружка, а может быть и всех сразу. Это тоже объединяет.
Роль родителей детей для объединения класса трудно переоценить. Родители должны быть единомышленниками своих детей и их учителя. Они обязаны поддерживать «боевой» настрой во всех мероприятиях, с радостью ходить на чаепития и интересоваться тем, что происходит в классе и в целом, в школе. Когда ребёнок чувствует такой искренний интерес родителей к его школьным делам, получает одобрение за внеклассную работу и за помощь другим, он обязательно настроится на дружелюбное, позитивное отношение к школе. В противном случае этого может и не произойти, и именно ваш ребёнок рискует превратиться в изгоя, которому будет очень трудно учиться не только в первом классе, но и в любой школе.