Для современного ребёнка математика — всего лишь один из уроков в школе. Причём, зачастую, не самый интересный. Ну что за веселье складывать цифры и решать задачи про трубы и рабочих? Скукота! Как помочь ему, нет, не выучить урок, а понять и полюбить математику? Ответ один — развивать мышление и способности к анализу. Когда это делать? Всегда, когда есть такая возможность. Как это делать? Есть работающий алгоритм, которого нужно придерживаться, а чтобы его запомнить, рассмотрим и несколько примеров, как его уже используют хорошие учителя математики.
Идея проста: не заучивать алгоритмы, а понимать их.
То есть, не просто «решать задачу», а понимать, откуда какие цифры в ней появились, как можно добыть недостающие и как получить ответ. Возьмём в качестве примера задачу для первоклашек.
В машину помещается пять человек, а в мотоцикл с коляской — три. На сколько человек больше помещается в машину?
Нам, взрослым, кажется, что задача элементарная, очень простая и решить её нужно за две секунды. И вдруг оказывается, что ребёнок решает её уже час, а ответа всё нет. Вы подходите — удивляетесь — как так? Ты ещё не решил? Ну это же легкотня такая! И видите на щеках у малыша настоящие слёзы. Он — не понимает! Вы садитесь рядом, начинаете объяснять.
- В машину сколько человек помещается?
- Пять.
- А в мотоцикл?
- Три.
- На сколько больше помещается в машину?
Молчание. Слёзы. И так три, пять, десять раз.
Теперь уже и родители в истерике. Что это? Ребёнок совершенно не понимает математику? И это — в первом классе? Что же будет дальше?
Ларчик открывается просто. Среднестатистический ребёнок в первом, а порой и во втором-третьем классе не может ещё мыслить абстрактно. Он, может быть, не знает, что такое мотоцикл и думает об этом. Мальчики ещё могут поразмышлять над маркой машины и подумать, что в машину могут вмещаться не только пять человек. Важно сделать задачу не просто понятной для ребёнка, а фактически смоделировать её, сделать своей.
Можно попробовать зайти издали.
Давай разберём условие задачи!
Тут написано, что в машину помещается пять человек. Как ты думаешь, какая это машина?
Внимательно слушаем, что ребёнок отвечает. Вариантов ответов много — столько же, сколько и детей. От «розовая» у девочки-любительницы Барби, до определённой марки. Дальше вам нужно перейти на язык ребёнка.
Точно! Так вот, сколько же Барби сели в эту розовую машину по условию задачи?
Точно! Так вот, сколько же в Пежо 206 село твоих друзей, чтобы приехать к тебе в гости, по условию задачи?
А ты знаешь, что такое мотоцикл с коляской? Нет? Я сейчас тебе расскажу! У твоего дедушки был такой мотоцикл... сопровождайте рассказ картинкой, чтобы малыш точно понял, что в мотоцикл больше трёх человек никак не поместится. И в конце, спрашивайте:
Так сколько Барби поместится в мотоцикл?
Так сколько бы твоих друзей смогли бы приехать к тебе на мотоцикле?
Как видите, этап громоздкий. И он может длиться долго, до тех пор, пока у ребёнка взор не просветлеет и он воскликнет: - А! Я понял! В машину помещается пять человек, а в мотоцикл — три!
Только после этого переходим к следующему этапу. Нужно визуализировать картинку. Для этого можно взять подходящие игрушки, карандаши или рисовать схемы на бумаге, доске или асфальте.
Давай теперь нарисуем машину и мотоцикл. Рисуете овал длинный — машину и овал поменьше — мотоцикл. Предлагаете ребёнку рассадить людей по машинам — проще говоря, нарисовать кружочки в овалах. Есть желание рисовать человечков и машину, мотоцикл — пусть рисует.
Не торопите и обязательно похвалите ребёнка за рисунок!
Переходим к следующему этапу.
Как ты думаешь, где больше людей (Барби, друзей) — в машине или мотоцикле?
Правильно, в машине!
А давай выложим монетками — сколько в машине, сколько в мотоцикле!
А на сколько людей больше в машине?
Если ребёнок затрудняется с ответом (такое бывает часто), перебираем монет, карандаши, игрушки, счётные палочки — сравниваем, наглядно показываем, что пять больше трёх, а следовательно в машине больше людей на два человека.
Дальше нужно записать задачу и решение. Не уходите от ребёнка. Проследите, как он запишет условие и вопрос. Ещё раз повторите все этапы. Проверьте правильность записи примера и ответа.
Как же это долго! Да, долго первый раз, потом будет быстрее и легче. Хорошо, если все эти этапы проходит учительница с ребёнком прямо в классе, на уроке! Но опыт родителей говорит о том, что таких учителей — единицы. В основном в головы детей вкладываются шаблоны решений. Эта задача — на вычитание. И тут надо вычитать. И понятно, что от большего меньшее. Вот и ответ. Правильный. Но механический. И в следующий раз ребёнок будет подбирать шаблон решения к задаче, вместо того, чтобы подумать о том, о чём, собственно, эта задача...
Если же научить думать, пусть это долго и не всегда получается с первого раза, то в последующем ребёнок начнёт размышлять над задачей и с большей долей вероятности, решит её верно.
Как объяснить что такое площадь и квадратный метр? Вырезать из обоев квадратные метры и измерить ими площадь пола в холле школы.
Если равносторонний треугольник вписан в прямоугольник — сколько площади он занимает в нём? А давайте нарисуем и разрежем от вершины треугольника вниз, параллельно стенкам прямоугольника. А теперь перевернём половинки. Ой, совсем не две трети, а ровно половину! Это иллюзия какая-то! Фокус! Очень интересно!
Математика вокруг нас! Нужно только увидеть её и дать возможность рассмотреть хорошенько своим детям. И тогда математика из скучной «угадайки» превратится в интересную историю, квест, который так любят наши современные дети. И в этой игре они узнают о математике больше, чем за время скучных занятий, проводимых незаинтересованным учителем, которому самому математика непонятна, неинтересна и неважна.