Научно-методический совет по учебникам Минобрнауки РФ собирался на заседание 15 мая этого года, чтобы озвучить и обсудить результаты экспертизы учебников по истории России. Но не простой экспертизы, а историко-культурной. Руководила советом Наталья Третьяк — первый заместитель министра образования и науки. Присутствовали представители РАО (Российской академии образования), РИО (Российского исторического общества) и Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Результаты экспертизы представлял член Российского исторического общества Александр Чубарьян. Он рассказал, что всего на экспертизу было представлено 8 линеек учебников истории:
Проверку осуществляли сто независимых экспертов, никак не связанных ни с одним издательством.
В результате гонку выиграли и были рекомендованы для включения в федеральный уровень две полные линейки учебников и одна усечённая:
РИО провело научно-историческую экспертизу существующих (старых) учебников и ни один из них не был признан годным. Таким образом из федерального списка исключены сразу 37 учебников по истории России. Старые учебники, уже закупленные школами, могут использоваться до их полного износа. Однако педагоги должны учить по ним детей с учётом новых концепций исторического образования детей — строго в соответствии с методическими пособиями. Многие преподаватели истории повысили свою квалификацию, все были ознакомлены с новыми правилами.
Наталья Третьяк, подводя итоги совещания, охарактеризовала новые учебники истории России как современные, интересные. Каждый из них имеет электронную версию с большим количеством ссылочных материалов. Благодаря новым учебникам, школьное историческое образование должно неизменно расти.
Учебники базируются на том, что Россия многонациональная и многоконфессиональная страна. Поэтому речь идёт не только о русском народе, но и обо всех народах, входящих в состав Федерации. Каждый регион получил методическое пособие, учитывающее национальные интересы данного конкретного региона и людей, его населяющих.
Учителя истории в один голос заявляют, что учебники истории стали объёмнее, что несомненно потребует большего времени на их полноценное изучение. Вряд ли будут изменены нормы часов на уроки истории в школах, поэтому школьникам многие моменты придётся изучать самостоятельно. Некоторые специалисты утверждают, что на долю самостоятельного изучения придётся до 70% материалов новых учебников. Не слишком ли это много?