По мнению Минобрнауки, итоговое сочинение позволяет проверить кругозор выпускников, их способности к самостоятельному мышлению и умение излагать свои мысли. Предполагается, что ученики пишут сочинение, опираясь на личный опыт и прочитанные ими произведения отечественных и зарубежных авторов. Оценивается сочинение очень лояльно: сдал/не сдал. И, чтобы не сдать, надо совсем не знать русского языка и не читать книг. Однако неудовлетворительный результат — не повод для отчаяния. Минобрнауки даёт возможность дважды исправить положение — 3 февраля и 4 мая 2016 года. В это же время сочинение напишут те, кто не смог этого сделать в основной день по уважительным причинам, а также выпускники прошлых лет.
Напомним: сочинение — это «индивидуальное достижение» за которое ВУЗы имеют право начислять дополнительные баллы к ЕГЭ абитуриентам при поступлении. Результат действителен четыре года после года написания.
Ученики писали сочинения по пяти большим темам:
Молодые люди рассуждали, кого можно назвать героем своего времени и зачем нужно заглядывать в будущее. Думали над вопросами, важными в любую эпоху и о том, как судьба одного человека может повлиять на судьбу всего народа. Мечтали остановить мгновение и приводили факты о том, что потеря времени невосполнима. Вспоминали детство, сравнивали его с детством и юностью известных героев, анализировали способность памяти не только запоминать, но и забывать определенные события.
Писали о значимости родительского дома и о том, что дом может рассказать о своём хозяине. Проводили параллели между отечеством, людьми и домом. Изливали на бумагу истории о влиянии войны на дом, критиковали принцип «моя хата с краю...». Думали о том, какой дом самый лучший, что в нём самое главное и можно ли жить без дома. Затрагивали вопросы семейных ценностей.
Мечтали о любви, даже если она и не всегда приносит счастье. Описывали любовь к жизни, сравнивали её с ответственностью. Спорили или соглашались с высказываниями о любви Л. Толстого, Антуана де Сент-Экзюпери, Жан Жака Руссо и У. Шекспира.
Размышляли на тему пути в жизни, дороги чести, самопознания, возможности избежать ошибок, либо, напротив, удовольствия их совершать. Думали о роли старших в своей жизни, о вариантах выбора своего пути и о том, что всё же иногда надо оглядываться назад. О том, что самостоятельность — хорошо, однако не все методы хороши для достижения поставленной цели.
Истиные почитатели чтения с удовольствием разглагольствовали на бумаги о своих любимых книгах и героях.
Сочинение написали около 600 000 будущих выпускников. Но некоторые писали не сочинение, а изложение. Такое послабление было сделано для тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья, дети-инвалиды и те, кто в данный момент находится в больницах, санаториях или исправительных колониях.