Стоит сказать, что образование в Финляндии признано одним из лучших в мире. Это подтверждает тот факт, что страна занимает высшие места в различных рейтингах, в том числе и в Programme for International Student Assessment. Зачем же что-то менять, если и так всё хорошо?
Паси Силандер, руководитель по развитию Хельсинки, говорит о том, что система образования не менялась уже больше века, в то время как мир вокруг меняется стремительно. Так, несколько десятилетий назад банковские служащие непрерывно считали. Сейчас это за них делают компьютеры. Многие базовые навыки уже не являются таковыми, а потому система образования нуждается в перестройке.
Время требует, чтобы молодые люди были не столько знающими, сколько умели быстро принимать решения, находить нужную информацию и работать в группе. Именно этому и должна учить школа.
Одни наши соотечественники негодуют: да как же жить без математики и химии! Другие понимающе кивают: мне и не пригодились в жизни эти предметы.
Но финны не так просты. Да, они не хотят больше преподавать изолированный (мёртвый) предмет. Они хотят вдохнуть в него жизнь. И вот каким образом.
Детям будет предложено изучать темы. Темы широкие. К примеру: родной край. Тема большая, в неё включаются примеры и задачи по математике — что-то посчитать, элементы химии — узнать состав почвы или воды, физики — явления природы и как они возникают и т. д. То есть, через общее — к частному. Работа планируется в группах, где каждый школьник отвечает за свой участок работ, а заодно учится взаимодействовать с коллегами и отстаивать свою точку зрения.
Почти все учителя в Финляндии уже прошли соответствующую подготовку и готовы к переходу на новую методику обучения. А те, кто не готовы — проходят курсы и психологические тренинги.