Недавно в Сочи закончился инвестиционный форум. На нём выступала вице-премьер Ольга Голодец. Она рассказала, что в российских школах сформирована неправильная привычка преподавания, когда учитель стоит у доски, а дети рассажены по партам рядами перед ним. И классы поэтому все — прямоугольной формы. Но это — неправильно! Оказывается, для того, чтобы дети включались в работу, нужно изменить пространство. При традиционном расположении учитель берёт на себя роль ментора, излагая догмы, которые дети должны запоминать. Мы же хотим растить детей со сформированным командным подходом, с умением работать в группе, делать проекты. И для этого прямоугольный класс и ментор у доски не годятся. Дети должны сидеть по-другому, вся работа должна строиться иначе.
Учитель должен перестать быть ментором, он становится на один уровень с ребёнком и помогает развивать талант своего подопечного.
Такой подход Ольга Голодец назвала абсолютно новым и чрезвычайно важным. При этом самым сложным вопросом на сегодня является: готовы ли мы к этому и как перейти из одной точки в другую.
В России не хватает около шести миллионов школьных мест при том, что школьников примерно 13 миллионов. К 2020 году ожидается, что в школы будут ходить порядка 19 миллионов человек. Школьная нагрузка увеличится. Нужно готовить новые школы. И вот их строительство уже может быть иным. Классы будут не прямоугольной, а более физиологичной формы.
Будет ли реализована эта идея — покажет время. Но что-то навязчиво вспоминается басня И.А.Крылова «Квартет», написанная лет триста назад, в которой, как помнится от рассадки музыкантов ничего кардинально не поменялось...