До начала следующего учебного года Минобрнауки должно придумать как реализовать независимую оценку знаний студентов и как оценить деятельность преподавателей вузов.
Со студентами всё более-менее просто: их аттестацию могут проводить преподаватели сторонних вузов или даже собственного вуза, но не обучавшие конкретно этих студентов. То есть, учат одни, а качество знаний проверяют другие. Кажется, что всё хорошо: учат одни, проверяют другие — значит, экзаменационная оценка будет объективной. Но на деле чужой преподаватель всегда вызывает стрессовое состояние у студентов. И отвечает 90% от этого только хуже, всего 10% студентов могут побороть волнение и воспользоваться всей суммой знаний, полученных на занятиях. Не стоит забывать и человеческий фактор — между вузами одного профиля всегда выражена конкурентная борьба, поэтому объективных оценок может и не получиться... Хотя подобные схемы контроля студенческих знаний действуют во многих европейских странах и все там к этому уже привыкли.
Как проверить качество преподавания? Этот вопрос решили доверить... студентам. Кому как не им оценить — хорошо ли преподаватель разбирается в предмете и насколько понятно доносит информацию? Пока такая студенческая оценка будет учитываться в показателях эффективности вузов. А дальше будет видно.
Не секрет, что во многих вузах перестали отчислять студентов за неуспеваемость — причина ясна: финансирование вузов сейчас ведётся пропорционально количеству обучаемых студентов, то есть, отчисление сразу уменьшает финансирование. Поэтому и учатся все, даже те, кто в вуз и не приходит. Предлагается изменить это законодательство, чтобы отчисленные студенты не уменьшали финансирование вуза.