Относиться к всероссийским проверочным работам (ВПР) можно по-разному. Но какой-то смысл в них точно есть. И если не перегибать палку, не охать и не ахать, то возможно и польза будет на уровне всей страны.
ВПР, по своей сути, итоговые контрольные по самым важным предметам начальной школы. Придумали их для того, чтобы трезво оценить уровень подготовки выпускников начальной школы всех образовательных учреждений России. Проверить, соответствуют ли знания школьников требованиям ФГОС. Узнать, какие регионы и школы дают хорошее образование, а какие — «для галочки».
Многие сравнивают ВПР и ЕГЭ. Конечно, они похожи тем, что оба события проводят проверку знаний школьников. НО, всё же, ВПР — не ЕГЭ. ЕГЭ прямо влияет на дальнейшую судьбу выпускника школы. От количества набранных баллов зависит выбор учебного заведения для продолжения обучения и шансы в него поступить. От ВПР дальнейшая судьба школьника не зависит. Все выпускники начальной школы будут зачислены в среднюю, без селекции, и будут продолжать учиться в том же классе, на общих основаниях.
Результаты проверочных работ нужны в первую очередь самим школьникам и их родителям. Они смогут оценить, насколько школа даёт хорошие знания. Стоит ли продолжать обучение в этой школе или лучше поискать другую.
Результаты интересны педагогам. Они получат оценку качества своей работы в сравнении с уровнем всей страны. И смогут понять, какие предметы у них получается преподавать хорошо, а над какими нужно ещё поработать, возможно, придумать какие-то иные подходы и методы преподнесения знаний своим подопечным.
Директора школ смогут непредвзято оценить работу учителей начальных классов. Уж объективнее метода проверки придумать нельзя.
Департаменты образования муниципального, регионального и федерального уровня также увидят «проблемные» школы. Для них будут разработаны методы поддержки. Учителя могут пройти внеплановые курсы повышения квалификации, для них могут пройти открытые уроки. В общем, приняты все меры для поддержки и приведения к общему знаменателю тех показателей, которые важны для начальной школы.
Всероссийские проверочные уроки проводятся в одни и те же дни по всей России. Задания одни и те же для всех школ, они были разработаны специалистами федерального уровня. Критерии проверки тоже — одни и те же.
Проверяются наиболее важные аспекты образования:
Каждая проверочная работа рассчитана на один урок. Всего заданий:
Выполняя задания ВПР, школьники не могут пользоваться никакими вспомогательными материалами. Запрещены:
Фактически, на партах будут лишь листочки чистовиков и черновиков, ручки, карандаши, линейки, резинки.
То, что дети напишут в черновиках проверяться и оцениваться не будет.
Специально готовить ребёнка к ВПР не нужно. Иначе пропадает весь смысл в этих работах. Оцениваются не столько знания школьников, сколько работа педагогов. Поэтому всё, что нужно сделать родителям: успокоить своего ребёнка и сказать, что эта работа — просто часть процесса обучения в школе и ни на что не влияет. Пусть пишет так, как знает и то, что знает. Проучившись 4 года в начальной школе, он сможет ответить на все вопросы без специальной подготовки. Это не олимпиадные задания, а проверка соответствия знаний школьников требованиям ФГОС.
Мудрые учителя философски относятся к этим работам, понимая, что натаскать детей за пару дней и даже месяцев невозможно. Но если учитель обладает всеми качествами настоящего профессионала, то он и сам не боится такой работы и не будет акцентировать внимание учеников на важности выполнения заданий.
Учителя молодые и, так скажем, не очень хорошие могут создать нервозность, однако это тоже является показателем качества работы и о многом расскажет проницательным родителям.
Вывод: в целом, ВПР — это хорошо. Относиться к ним надо спокойно. И очень хочется надеяться, что это, действительно, поможет слабым школам и не очень сильным учителям стать лучше, опытнее и полезнее для своих подопечных, да и для страны в целом, как бы высокопарно это ни звучало.
Наши дети в четвертом классе только по математике написали уже две работы по ЕГЭ (вторая выпала по какому-то дополнительному экзамену), теперь будут писать всероссийскую проверочную. А сколько они за последнее время написали контрольных! Думаю, что уже можно было оценить и их знания, и работу педагога. А оказывается, еще пока нельзя оценить. Сколько же они должны написать этих работ по одному только предмету?! Ведь они пишут и по чтению, и по окружающему миру, и по русскому яхыку. Во время моей учебы в школе экзамены были только после 8 и 10 классов. А образование в то время было гораздо качественнее, чем сейчас. А еще что-то говорят про стресс.