Почему раньше о травле в колледжах слышно ничего не было? Возможно, просто в связи с закрытостью информации, когда предпочиталось не выносить сор из избы, а решать всё на местном уровне. Сейчас же, когда информация распространяется посредством Интернет практически мгновенно, эти вопросы стали всплывать и о них начали говорить. Есть и обратная сторона медали: раньше сами учащиеся не знали, что можно безнаказанно издеваться над своими однокурсниками. Боялись публичного порицания, отчисления и «клейма на всю жизнь». Теперь же во многих социальных сетях среди молодёжи считается чуть ли не достоинством выложить видеоролик с мобильного телефона в котором показывается сам процесс травли, избиения или унижения человека. А раз такие записи есть, да ещё и с ободряющими комментариями к ним, то само их существование говорит о том, что издеваться над ровесниками можно и нужно, и это то, что прославит тебя на весь Интернет (а для подростка часто важно самоутвердиться любой ценой).
Для того, чтобы травля состоялась, нужно три составляющих:
Не во всех колледжах травля приживается. Только там, где на неё не обращают внимания педагоги, считая. Что дети сами разберутся. Травля процветает и с молчаливого согласия сокурсников. Они молчат, потому что боятся сами оказаться жертвами агрессора. Боятся жаловаться, чтобы не прослыть ябедами и доносчиками, что тоже считается весьма отвратительным в подростковой и молодёжной среде.
Если же травля пресекается на всех этапах. Руководитель группы «держит руку на пульсе» психологической атмосферы в группе, то травле, как таковой, появиться невозможно, или, по крайней мере, достаточно сложно развернуться во всей красе и нанести ущерб даже одному учащемуся.
Порой жертвой травли становятся сами преподаватели, даже опытные. Травля вездесуща. Она как сорняк, который легко выдернуть из земли неокрепшим и практически невозможно, если он уже окончательно укоренился.
Агрессорами становятся, как это ни странно, люди, неуверенные в своих силах и испытавшие уже насилие по отношению к себе. Обычно в семье или в школе. Они запомнили эти ощущения и не могут от них избавиться иначе, как только через уничижение себе подобных, а ещё лучше — более успешных, более старших, более взрослых людей. Сначала агрессор лишь пробует свои силы. Если это вовремя заметить и аккуратно пресечь (путём разговора с психологом или социальным работником), травля остановится. Более того, сам агрессор изменится и переориентируется на другой стиль общения, от чего выиграет вся группа. Если же эксперимент агрессора увенчается успехом и он получит свою долю славы за счёт несчастной жертвы, то, будьте уверены, он всячески будет искать способы для усиления своих навыков и постепенно поработит всю группу, а возможно и педагогов колледжа.
Жертвами агрессора чаще всего становятся тихие ребята, которые не могут отвечать в резком тоне, не могут драться и отстаивать кулаками и другими действиями своё имущество и достоинство. Это могут быть слабые здоровьем ребята, а так же тихони и «домашние» дети, долгое время находившиеся под гиперопекой родителей.
Как оказалось, травля в колледжах, как и в школах, явление очень распространённое. Результаты анонимного интернет-исследования шокируют. Оказывается, что почти половина детей испытали на себе травлю со стороны однокурсников в виде:
Этот же опрос установил и другой шокирующий факт — 40% детей сами были в роли агрессора и большинство с весьма понятной целью — завоевать лидерство в группе.
Только системно. Нужно работать со всеми компонентами этого процесса.
Создать условия, в которых травля невозможна.
Предоставить возможность агрессорам реализовать свои амбиции без травли.
Сделать так, чтобы каждый учащийся ощущал мощную поддержку со стороны педагогов и однокурсников, а это возможно только тогда, когда группа сплочённая и очень дружная, не формальная.