Социальный педагог — чтобы подружились индивидуум и социум

27 сентября 2016 г. 0
К школьным психологам уже все привыкли. Но теперь появились люди новые для многих школ, должность которых именуется «социальный педагог». Кто они? Какие требования предъявляет государство к их образованию и чем они занимаются в школе. Попасть в поле зрения социального педагога в школе — это хорошо или плохо?
Социальный педагог — чтобы подружились индивидуум и социум

Во взаимодействии человека и социума (социальной среды) есть определённые закономерности. Именно их и изучает наука «социология». Социологи озабочены изучением этих закономерностей, а социальные педагоги стараются помочь молодым людям найти своё место в социуме, успешно с ним взаимодействовать, чтобы добиться максимально возможных результатов с минимальными психологическими затратами. 

Социальная педагогика в школе — основное назначение

Помочь школьникам адаптироваться к условиям, в которых они находятся и извлечь максимум пользы для того, чтобы развить свой потенциал и максимально повысить качество их жизни.

Социальный педагог в школе — чем занимается?

В школе социальный педагог обеспечивает взаимодействие между школой и семьёй, другими организациями региона, которые так или иначе будут полезны для разрешения конфликта или сложной ситуации, в которую попал ребёнок.

Социальный педагог знает возрастные особенности психологии школьников и организует различные подходящие виды деятельности, направленные на улучшение социально-психологического климата в школе в целом и в каждом классе.

Социальный педагог помогает родителям защитить права своего ребёнка, помогает предотвратить попадание ребёнка в конфликтные и неприятные ситуации.

С кем взаимодействует социальный психолог?

Социальный психолог строит свою работу с разными группами должностных и обычных лиц:

  • детьми так называемой «группы риска»;
  • родителями;
  • социально-незащищёнными семьями учеников школы, семьями, попавшими в сложные жизненные условия;
  • родителями любого школьника, так или иначе задействованного в конфликте;
  • педагогическим коллективом школы;
  • правоохранительными органами.

Какие вопросы входят в компетенцию социального педагога?

Социальный педагог занимается весьма широким кругом проблем, основными из которых являются:

  • создание здорового психологического климата в каждом классе и в школе в целом;
  • вовлечение школьников в социально-полезную деятельность;
  • выявление детей из групп риска и постоянное взаимодействие с их семьями с целью предотвращения конфликтных ситуаций;
  • защита прав учеников школы, в том числе и защита от жестокого обращения со стороны родителей;
  • налаживание отношений между детьми и учителями;
  • разрешение или всяческое оказание помощи семьям, оказавшихся втянутыми в конфликтные ситуации или сложные отношения;
  • представление интересов школьников в суде и других государственных службах;
  • профилактика употребления детьми психоактивных средств.

Права социального педагога 

Социальный педагог, для качественного выполнения своей работы, наделён следующими правами:

  • защищать интересы детей в суде, милиции и других органах власти или социальных службах;
  • собирать всю информацию о семье ученика школы, в том числе — делать запросы, проводить соцопросы и диагностику;
  • посещать дома учеников с целью выяснения условий, в которых живут дети, выяснять информацию о семье у соседей;
  • консультировать семьи детей-инвалидов, попечителей сирот, опекунов, малообеспеченные семьи по поводу отстаивания своих прав и получения положенных льгот.

Кто может работать социальным педагогом в школе?

Социальным педагогом может стать любой человек, имеющий высшее образование. В идеале, конечно, получивший диплом по специальности «социология», но на практике — любой желающий с любым высшим образованием может пройти переподготовку и получить диплом социального педагога. 

Когда деятельность социального педагога успешна?

Образование играет важную роль для того, чтобы получить право работать социальным педагогом. Однако сложиться как специалист и реализовать себя в полной мере удаётся далеко не всем. Чтобы действительно приносить пользу школе, педагогам, ученикам и их родителям, необходимо:

  • любить детей;
  • иметь безграничное терпение;
  • уметь видеть положительные качества даже в самом отпетом негодяе;
  • искренне желать помочь любому ребёнку, даже тому, который всем кажется отвратительным;
  • обладать острой наблюдательностью, широким кругозором и аналитическими способностями; 
  • уметь находить подход к любому человеку;
  • обладать огромным чувством ответственности;
  • быть эмоционально и психологически устойчивым;
  • стараться сделать так, чтобы при разрешении спорных вопросов не было проигравших, только победившие.

Хороший социальный педагог — находка для школы, детей и родителей. Если же социальный педагог не является профессионалом и не любит детей, то он может принести много вреда вместо пользы и сам стать головной болью всех участников образовательного процесса в конкретной школе и даже регионе.

Комментарии