День именинника — замечательный повод ещё больше сплотить и сдружить класс. В некоторых школах отмечается только День летних именинников, чтобы поздравить тех детей, которых не смогли поздравить в период летних каникул. Но это не очень справедливо по отношению к остальным. Психологи рекомендуют проводить дни именинников посезонно или по четвертям.
Плюс первый. В классе всегда формируются неформальные группы по интересам. Во время празднования коллективного дня именинника дети перераспределяются по другому принципу — в зависимости от даты рождения. В результате отмечать рождение в один день могут даже те, кто не дружит в обычной жизни. Это помогает найти им общие интересы и если не подружиться, то хотя бы стать чуточку ближе.
Плюс второй. Совместные мероприятия всегда идут на пользу коллективу, делая его более дружным и сплочённым в целом.
Плюс третий. Учитель может в неформальной обстановке отследить психологическую атмосферу в классе, выявить неформальных лидеров и аутсайдеров, спланировать свои действия, чтобы отношения в классе были более ровными.
Плюс четвёртый. Дети получают ценные навыки общения друг с другом, навыки взаимодействия межличностного и группового, учатся выступать на публике и не бояться показаться смешными.
Учитель совместно с родительским комитетом выбирают удобный день и время в которое все дети могут собраться вместе. Сделать это порой сложно, так как у многих детей есть внеурочные занятия за пределами школы. Поэтому дату и время нужно выбирать заранее.
Определяется тематика проведения праздника. В начальной школе это может быть сюжет по мотивам известного и любимого ребятами мультфильма, в средней школе — пиратская-кладоискательская история, а в старшей — симпозиум на иной планете и т. д. Тема должна быть интересна всем — мальчикам и девочкам, отличникам и откровенным троечникам.
Оговаривается дресс-код. Костюмы должны быть такими, которые дети могут легко сделать своими руками без помощи родителей и без лишней траты денежных средств. Можно элементы костюмов готовить заранее на внеурочной деятельности или на уроках технологии, если время и программа позволяют.
Придумывается сценарий. Сценарий может быть весьма незатейливым. Сюжет обычно один и тот же: что-то случилось, надо пройти много испытаний и найти клад или восстановить справедливость. Как только добро восторжествовало — дарятся подарки и дети переходят к сладкому столу. Хорошей идеей (если родители согласны оплатить это удовольствие) становится приглашённая команда профессиональных аниматоров, которая подберёт игры и сценарий в точном соответствии с возрастом именинников.
В начальной школе более других детей интересуют игры подвижные — самые разные эстафеты, поиск спрятанных вещей, заматывание туалетной бумагой.
В средней школе уже можно разбавить подвижные игры «интеллектуальными». К примеру:
«Дополни предложение» — один ребёнок берёт лист бумаги с началом предложения из одной коробки, а второй — окончание предложения из другой. Получаются смешные нелепицы.
В старшей школе конкурсы могут быть действительно интеллектуальными — на сообразительность, скорость реакции.
Можно копировать любимые передачи «Поле чудес», «Пойми меня» и другие.
Они могут быть любыми, но обязательно одинаковыми или очень похожими, чтобы не было обид и споров. Оптимально, если подарки будут недорогими, но при этом — оригинальными. Дети любят брелоки, ручки, лазерные указки, конструкторы, пазлы. Мальчики любого возраста позитивно относятся к машинкам, а девочки — к фенечкам, бусикам и браслетикам. Книги в качестве школьных подарков тоже уместны и даже желательны.
Сладкий стол — понятие весьма условное. В условиях школьного класса многие родители считают, что вполне хватит так называемых «сладких наборов» - порционных подарков на каждого присутствующего ребёнка, а что в них будет — Барни, горсть шоколадных конфет или печенье, сок или вода — решать только родителям.
День именинника, если проводить его не формально, а с душой — великолепный командообразующий рычаг. А использовать его или нет — решают классный руководитель и родители.