Тесты на профориентацию: верить осторожно!

05 ноября 2013 г. 0
Часто родители настолько далеки от своего ребёнка, что не могут ему помочь в выборе профессии и перелагают это дело на плечи психологов или специалистов по профессиональной ориентации. А зачастую и того лучше — просто дают ответить на вопросы теста, скачанного из Интернета и на этом основании делается жизнеено важный выбор.
Тесты на профориентацию: верить осторожно!

Если родители поведут ребёнка к специалисту по профессиональной ориентации (хорошему!), то приём продлится достаточно долго. Психолог попытается выяснить характер и склонности ребёнка, узнать информацию о семье и внутрисемейном распределении обязанностей, то есть, сложить максимально полное представление о ребёнке и его окружении. Потом психолог даст осторожно советы, в каком направлении лучше двигаться и предупредит, что его советы верны не на 100%, а лучше сделать тот выбор, в пользу которого склоняется ребёнок. 

Если родители обращаются к тестам на профориентацию

То, фактически, они делают выбор за ребёнка, полагаясь на мнение чужого человека, который ничего не знает ни об их семье, ни об их ребёнке. Можно ли доверять тестам на профориентацию?

Как составляются тесты на профориентацию?

Вгнимательные родители, как и профессиональные психологи, чётко видят, что больше всего нравится детям: одному нравится сидеть и слушать бабушкины рассказы, читать книги, второму — рисовать и лепить из пластилина, третьему — разбирать игрушки до винтика, четвёртому — кактать машинку, пятому — читать стихи, стоя на табуретке. Ребёнок растёт, растут и его интересы. Если они однонаправлены, то тут и к психологу не ходи — всё и так понятно, куда пойти учиться такому ребёнку. А вот в двух противоположных крайностях — когда ребёнок ничем не интересуется и когда интересуется практически всем (по крайней мере, многим) — в этом случае приходится прибегать к сторонней помощи.
Тесты на профориентацию составляются исходя из отношений человека к тем или иным сферам жизни. Задаются самые простые вопросы:

  • Нравится ли тебе читать стихи?
  • Любишь ли ты готовить?
  • Знаешь ли ты, почему неваляшка не падает?
  • В каком году состоялось Бородинское сражение?
  • И тому подобные.

Ребёнок отвечает либо «да» и «нет», либо оценивает вопрос в баллах, с градацией от «знаю точно» или «нравится очень» до «не знаю» и «совсем не нравится».

Результаты теста

Затем все ответы разносятся по нескольким группам. Так, например, в популярном до сих пор тесте на профориентацию, составленного академиком Климовым, все виды профессиональной деятельности делятся на 5 больших групп. Критерием становится отношение человека к окружающим его объектам:

  1. человек-природа, если ребёнка интересуют процессы, протекающие в природе. Сюда отнесены профессии геолога, метеоролога, овощевода, садовода, ветеринара, эколога, генетика и тому подобные;
  2. человек-техника, если ребёнок «бредит» машинками и другой техникой. Сюда отнесены, конечно же, профессии  водителя, слесаря, сталевара, швеи, ткача и т. д.
  3. человек-знаковая система, если ребёнок умеет и любит обрабатывать большие объёмы информации, склоннен к собирательству и коллекционированию. Сюда отнесены профессии философа, бухгалтера, математика, программиста конструктора и другие.
  4. человек-художественный образ, если ребёнка тянет к себе искусство. Здесь находятся профессии музыканта, вокалиста, актёра, архитектора, художника и т. п.
  5. человек-человек, если ребёнку нравится общаться. Сюда отнесены профессии врача, юриста, секретаря, продавца и т. д.

Можно ли слепо доверять тестам на профориентацию?

Конечно же, нет. Проведите эксперимент: каждый день давайте ребёнку отвечать на разные тесты, связанные с профориентацией. Вряд ли их результаты будут однозначно указывать на какую-либо одну профессию. Скорее всего будет такой разброс, что тесты больше запутают, чем помогут. Мало того, если ребёнку давать отвечать на вопросы одного и того же теста, но через 1-2 неделю, то его результаты тоже могут значительно меняться.

Как же выбрать профессию?

Родители значительно влияют на выбор профессии ребёнком. Но зачастую они преследуют не интересы ребёнка, а какие-то свои, часто неосознаваемые полностью, цели. Именно поэтому так часто дети ненавидят учёбу, потому что им не нравится выбранная профессия. И 25% после первого профессионального образования получают второе, которое уже нравится им самим.
Что можно посоветовать в этой ситуации? Будьте ближе к своему ребёнку. Замечайте всегда, что его искренне интересует, а что — нет. Если сами решить вопрос выбора профессии не можете, то обратитесь к хорошему специалисту, либо дайте ребёнку пройти не менее 20 тестов на профориентацию. И никогда не настаивайте на своём. Дайте ребёнку самому сделать шаг в сторону его взрослой жизни.

Комментарии