Раздельное обучение: плюсы и минусы

30 октября 2013 г. 1
Раз появились разговоры о раздельном обучении в школах мальчиков и девочек, то весьма высока вероятность воплощения в жизнь этой идеи. А нужно ли это ученикам, учителям и родителям? Переходы на раздельное обучение в России уже были. Давайте вспомним историю и попробуем сложить плюсы и минусы раздельного обучения.
Раздельное обучение: плюсы и минусы

Говорят, что новое — хорошо забытое старое. Раздельное обучение мальчиков и девочек в школах уже практиковалось в нашей стране. 

Совместное и раздельное обучение в дореволюционной России

В дореволюционной России школы назывались начальными училищами и делились на две большие группы: городские и сельские. В городских школах мальчики и девочки учились раздельно. А вот в сельских ситуация была иная. Основное население сёл — бедные крестьяне, которые не могли платить за обучение своих детей. Поэтому школы были церковно-приходскими и бесплатными. В школах одновременно обучались и мальчики и девочки. Принимались на обучение дети от 8 до 12 лет. При этом крестьяне считали, что чем раньше ребёнок пойдёт в школу, тем лучше, а педагоги считали, что обучение эффективно лишь с 11-12 лет. Однако победило практичное крестьянское мнение. Мало того, крестьянские дети с самого раннего возраста были помощниками в труде, а потому могли посещать школу только с октября по май. При этом мальчики старше 12 лет были практически полноценными работниками и их даже зимой родители на учёбу не отпускали. Девочки же старше 12 лет часто становились невестами — их старались быстрее выдать замуж, чтобы не кормить «лишний рот», а потому в школу они уже не ходили. 
В 1874 году было принято положение о начальных народных училищах, которое узаконила два момента:

  • девочки старше 12 лет не допускались в группы совместного обучения;
  • преподавание велось только на русском языке.

На деле учителей и помещений не хватало, поэтому все классы были смешанными и девочки, достигшие 12 лет, прекращали посещать школы.

Городские школы, где материальная сторона вопроса была решена, практиковали раздельное обучение мальчиков и девочек, однако лишь потому, что считалось: детям разного пола требуются разные знания. Мальчики изучали больше предметов и готовились к продолжению обучения. Девочки готовились стать мамами, хозяйками, поэтому они изучали словесность, иностранные языки, домоводство, рукоделие, танцы и этикет.

Совместное и раздельное обучение при советской власти

Советская власть провозгласила всеобщее равенство, в том числе и равенство полов, поэтому образование стало единым для мальчиков и девочек и проводилось в одних и тех же классах, то есть, стало совместным. Девочки получили право поступать во все учебные заведения. Ведущие педагоги того времени подчёркивали, что именно смешанное обучение формирует чувство товарищества между мальчиками и девочками. Эксперимент был успешным, однако в 1943 году, во времена Великой Отечественной войны вновь восстанавливается раздельное обучение мальчиков и девочек. Это было связано с вполне реальными и практичными причинами. Мальчиков обучали быть воинами — защитниками Отечества, а девочек учили совмещать материнство и труд на благо Отечества, быть такой универсальной «матерью-труженицей». Поэтому «профильные» предметы в школах вновь разделились: у мальчиков преобладала физкультура и начальная военная подготовка, у девочек домоводство, рукоделие, стенография, педагогика дошкольного воспитания.

Если в дореволюционный период были сильны традиции отношений полов и семей в целом, а потому обучение не играло первостепенной роли именно в воспитании людей, то в советский период родители детей полностью отдавали себя труду, а воспитанием занималась школа, и, конечно, не справлялась. Мальчики и девочки, разделённые на период уроков, воссоединялись после школы и стремительно навёрстывали упущенные возможности, но уже «за глазами» учителей и родителей. Поэтому уже в 1954 году правительство принимает решение о возвращении совместного обучения в школах, где развитие взаимоотношений полов будет под происходить приглядом педагогических работников. В это же время вводится практика задавать много заданий на дом, только с единственной целью — минимизировать свободное время у школьников, сделать так, чтобы практически всё его они проводили за уроками. В летний период создаются трудовые лагеря и пионерские лагеря. 

Современные тенденции раздельного обучения

Большинство родителей недовольны сложившейся системой школьного образования в России. Родители утверждают, что девочки страдают от агрессивного поведения детей противоположного пола. Поэтому с конца прошлого столетия в некоторых школах проводятся эксперименты по созданию классов раздельного обучения для мальчиков и девочек. При этом уроки у них проходят раздельно, а внеклассные мероприятия и праздники вместе. То есть, полного разделения нет, лишь на период уроков. Масштаб введения раздельного обучения поражает — в 60 регионах России есть такие «экспериментальные» классы.

Плюсы или что говорят сторонники раздельного обучения

  1. Головной мозг у мужчин и женщин отличается. У девочек больше развито правое полушарие, поэтому они воспринимают знания через эмоции. У мальчиков — левое, поэтому им нужны доказательства и эксперименты.
  2. Половое созревание — сложный процесс, который лучше проходит в гомогенном классе. Это позволяет избежать насмешек одноклассников и неловких моментов, например, на уроках физкультуры.
  3. Дети на совместном обучении перенимают общие черты, девочки становятся мужеподобными, а мальчики — женоподобными. 
  4. Теряется романтика сексуальных отношений в будущем. Ещё в школе девочки перестают уважать мальчиков (и наоборот) и несут эти стереотипы во взрослую жизнь.

Минусы или что говорят противники раздельного обучения

  1. Дети различаются не только по половому признаку, но и по психотипу. Среди мальчиков есть тихони и забияки, среди девочек тоже. Будет ли комфортно спокойному мальчику, у которого превалирует правое полушарие, в классе, где всё обучение построено на то, что основное полушарие — левое? Ребёнок будет ощущать себя так же некомфортно, а, возможно, ещё хуже, так как он становится необычным, другим, то есть — изгоем.
  2. Раздельное образование подразумевает разный набор предметов. Но в нашем обществе нет чёткого разделения профессий на мужские и женские, так зачем искусственно обделять детей в школах?
  3. Результаты школьного воспитания в большей степени зависят от личностей окружающих детей учителей. Плохой учитель не даст ничего хорошего ребёнку ни при совместном, ни при раздельном обучении.
  4. В нашем обществе утерян «институт семьи». Родители десятилетиями отлучены от своих детей, зарабатывая деньги на пропитание, поэтому школа становится важным «институтом жизни». При совместном обучении дети вырабатывают стереотипы межполовых отношений в школе, при раздельном обучении это практически невозможно.

Совет

Какой бы тип обучения вы, как родители ребёнка, ни выбрали, помните — семья основной воспитатель. Не возлагайте ответственность за детей полностью на школу. Контролируйте процесс обучения и воспитания, будьте в курсе и вовремя принимайте меры — делайте всё для того, чтобы ребёнок был физически, психически и умственно полноценной личностью.

Комментарии