Говорят, что новое — хорошо забытое старое. Раздельное обучение мальчиков и девочек в школах уже практиковалось в нашей стране.
В дореволюционной России школы назывались начальными училищами и делились на две большие группы: городские и сельские. В городских школах мальчики и девочки учились раздельно. А вот в сельских ситуация была иная. Основное население сёл — бедные крестьяне, которые не могли платить за обучение своих детей. Поэтому школы были церковно-приходскими и бесплатными. В школах одновременно обучались и мальчики и девочки. Принимались на обучение дети от 8 до 12 лет. При этом крестьяне считали, что чем раньше ребёнок пойдёт в школу, тем лучше, а педагоги считали, что обучение эффективно лишь с 11-12 лет. Однако победило практичное крестьянское мнение. Мало того, крестьянские дети с самого раннего возраста были помощниками в труде, а потому могли посещать школу только с октября по май. При этом мальчики старше 12 лет были практически полноценными работниками и их даже зимой родители на учёбу не отпускали. Девочки же старше 12 лет часто становились невестами — их старались быстрее выдать замуж, чтобы не кормить «лишний рот», а потому в школу они уже не ходили.
В 1874 году было принято положение о начальных народных училищах, которое узаконила два момента:
На деле учителей и помещений не хватало, поэтому все классы были смешанными и девочки, достигшие 12 лет, прекращали посещать школы.
Городские школы, где материальная сторона вопроса была решена, практиковали раздельное обучение мальчиков и девочек, однако лишь потому, что считалось: детям разного пола требуются разные знания. Мальчики изучали больше предметов и готовились к продолжению обучения. Девочки готовились стать мамами, хозяйками, поэтому они изучали словесность, иностранные языки, домоводство, рукоделие, танцы и этикет.
Советская власть провозгласила всеобщее равенство, в том числе и равенство полов, поэтому образование стало единым для мальчиков и девочек и проводилось в одних и тех же классах, то есть, стало совместным. Девочки получили право поступать во все учебные заведения. Ведущие педагоги того времени подчёркивали, что именно смешанное обучение формирует чувство товарищества между мальчиками и девочками. Эксперимент был успешным, однако в 1943 году, во времена Великой Отечественной войны вновь восстанавливается раздельное обучение мальчиков и девочек. Это было связано с вполне реальными и практичными причинами. Мальчиков обучали быть воинами — защитниками Отечества, а девочек учили совмещать материнство и труд на благо Отечества, быть такой универсальной «матерью-труженицей». Поэтому «профильные» предметы в школах вновь разделились: у мальчиков преобладала физкультура и начальная военная подготовка, у девочек домоводство, рукоделие, стенография, педагогика дошкольного воспитания.
Если в дореволюционный период были сильны традиции отношений полов и семей в целом, а потому обучение не играло первостепенной роли именно в воспитании людей, то в советский период родители детей полностью отдавали себя труду, а воспитанием занималась школа, и, конечно, не справлялась. Мальчики и девочки, разделённые на период уроков, воссоединялись после школы и стремительно навёрстывали упущенные возможности, но уже «за глазами» учителей и родителей. Поэтому уже в 1954 году правительство принимает решение о возвращении совместного обучения в школах, где развитие взаимоотношений полов будет под происходить приглядом педагогических работников. В это же время вводится практика задавать много заданий на дом, только с единственной целью — минимизировать свободное время у школьников, сделать так, чтобы практически всё его они проводили за уроками. В летний период создаются трудовые лагеря и пионерские лагеря.
Большинство родителей недовольны сложившейся системой школьного образования в России. Родители утверждают, что девочки страдают от агрессивного поведения детей противоположного пола. Поэтому с конца прошлого столетия в некоторых школах проводятся эксперименты по созданию классов раздельного обучения для мальчиков и девочек. При этом уроки у них проходят раздельно, а внеклассные мероприятия и праздники вместе. То есть, полного разделения нет, лишь на период уроков. Масштаб введения раздельного обучения поражает — в 60 регионах России есть такие «экспериментальные» классы.
Какой бы тип обучения вы, как родители ребёнка, ни выбрали, помните — семья основной воспитатель. Не возлагайте ответственность за детей полностью на школу. Контролируйте процесс обучения и воспитания, будьте в курсе и вовремя принимайте меры — делайте всё для того, чтобы ребёнок был физически, психически и умственно полноценной личностью.
Очередное доказательство того, что у нас полно тунеядцев - в том числе с претензиями. Читал я сторонников разделения: вранья не меньше, чем про холокост (хоть "за", хоть "против"), про монархию и про нетленные мощи Иуды Семёныча Искариотского. Послушать этих "соловушек" - так у нас при "благословенном" Сталине чуть не в каждой деревне были институты благородных девиц с царскосельскими лицеями. И вот-де благодаря этому... Брехня! Большинство школьников нашей страны и в последнее сталинское десятилетие училось совместно. Раздельное обучение было лишь в столице, в областных и республиканских центрах да в других крупных городах. А у нас тогда преобладало сельское население. Плюс - жители малых городов, таких, как Темников. Свидетели этого ещё живы. Да и в старой печати не врали на этот счёт. А о возможных последствиях подобной "реформы" в наши дни легко догадаться: школ ещё больше закроется. Видать, разделителям это и надо.