Проблема токсикомании в школах

06 ноября 2016 г. 0
Школа — место интенсивного общения детей без присмотра родителей. Да, взрослые рядом есть, но они «при исполнении своих обязанностей» и часто не вглядываются, не присматриваются к тому, что творится на переменах и после уроков рядом со школой. И этим упущением пользуются некоторые люди, чтобы расширить списки своей клиентуры и заработать денег.
Проблема токсикомании в школах

Подростки, особенно мальчики, всегда входят в группу риску по ранней смерти. Виной всему природное любопытство, практически полное отсутствие страха, стремление попробовать новое и боязнь показаться «слабаком» в глазах сверстников. По данным статистики, смертность в подростковом возрасте находится на втором месте после перинатальной, в некоторые годы даже опережает её. Поэтому все родители подростков должны быть предельно внимательны к своим детям, чтобы вовремя заметить неладное и предотвратить его. Фактически, подростки нуждаются в тотальном контроле. Но это уже не тот контроль, как в возрасте около года, когда приходилось буквально водить за ручку. Подростка «за ручку» водить не получится. Здесь главное — не потерять с ним духовную связь, остаться другом, который выслушает и поможет в трудной ситуации.

Токсикомания это употребление ненаркотических средств

Список веществ, используемых токсикоманами очень длинный. И самое неприятное то, что в отличие от наркотических веществ, они продаются в любом строительном или хозяйственном магазине, в аптеке и стоят недорого. Вполне можно на карманные деньги приобрести:

  • клей типа «Момент»;
  • растворитель;
  • лак;
  • бензин;
  • жидкость из зажигалки (сжиженный газ);
  • транквилизаторы (часто покупают родители детям);
  • кофе;
  • крепкий чай.

Таблетки, чай, кофе токсикоманы употребляют внутрь, а вот бытовую химию вдыхают, используя полиэтиленовые пакеты, для большей концентрации активного вещества в воздухе. И тут поджидают две опасности:
первая — действие самого токсического вещества;
вторая — удушье в связи с нехваткой кислорода в пакете после нескольких активных вдохов и выдохов.

Редко кто из детей токсикоманит в одиночку. Обычно они собираются группами по три-пять человек в укромных местах. В школах это пространство под лестницами, незапертые кладовки, туалетные комнаты. Поэтому школьников, собирающихся в этих местах, нужно контролировать, включая в списки «потенциальных токсикоманов».

Токсикомания появилась в 80-х годах прошлого века в ответ на снижение уровня жизни, среди детей социально незащищённых слоёв населения — пьяниц, наркоманов. Однако сейчас токсикоманы есть и во вполне благополучных семьях с высоким достатком. Основной причиной для употребления опасных веществ становится непонимание со стороны близких и ощущение собственной ненужности, никчёмности.

Омолодился и возраст токсикоманов. Если лет двадцать назад этим страдали подростки и молодые люди 14-18 лет, то сейчас пик активности приходится на 8-14 лет! Часто младших школьников вовлекают старшие братья и сёстры. К сожалению, среди девочек тоже есть те, кто подвержен токсикомании. И самое печальное, что на школьников приходится 88% токсикоманов, 12% - на учащихся колледжей.

Почему дети становятся токсикоманами?

Все взрослые были и детьми и подростками. Если покопаться в недрах своей памяти, можно вспомнить много моментов, когда казалось, что никто, включая родителей и близких друзей, тебя не понимает. Что вы делали? Плакали, искали новых друзей, читали книги? А могли вы противопоставить себя толпе? Могли отказаться от чего-либо, если все были «за»? Вспомните, что тогда это было важно.
Ребёнок, даже при отличных родителях и с устоявшимися взглядами на жизнь, вряд ли сможет сопротивляться, если все его друзья будут расписывать яркие впечатления от попробованного клея или ещё чего. И если он точно не знает или не уверен в том, что это опасно, скорее всего, согласится попробовать «из интереса». К сожалению, одного раза многим бывает достаточно, чтобы погибнуть. Подтверждением этому служат уже не единичные случаи гибели детей и подростков во время употребления токсических веществ.

Как действуют токсические вещества на организм школьника?

При первых вдохах токсического вещества в организме включается реакция самозащиты. Появляются головная боль, тошнота, головокружение, першение в горле, резкая слабость, слезотечение, повышенное сердцебиение. Организм всячески пытается противостоять токсину. Ребёнку становится очень плохо. В это время некоторые дети прерывают «сеанс» и это очень хорошо. К сожалению, рядом обычно стоят «наставники», которые не дают остановиться и заставляют дышать дальше. На пятом вдохе защитные реакции исчезают. Резко повышается настроение, все тревоги и напряжённость испаряются. Появляется желание смеяться и радоваться жизни.
Если не остановиться, то действие яда на мозг продолжается. Сознание становится затуманенным. Появляются нехарактерные для обычной жизни ощущения: полёта, невесомости, раздвоения звуков.
Далее наступает необратимая стадия — оглушения. Дети видят галлюцинации, ради которых, собственно и начинают вдыхать яд. Галлюцинации могут быть самыми разными. От безобидных, до очень агрессивных. К примеру, ребёнок может увидеть рядом с собой монстра. В этом состоянии дети не оценивают реального положения дел. И от мнимого монстра они могут выпрыгнуть в реальное окно на вполне реальном десятом этаже. Погибнуть дети могут не только от неправильных действий, но и от передозировки. Деятельность головного мозга настолько затрудняется, что может быть угнетены жизненно важные центры — дыхания. Школьник погибнет.

Чем опасна токсикомания в малых дозах?

Токсикомана со стажем можно заподозрить по внешнему виду и поведению. Ребёнок напоминает наркомана. Он худеет, становится беспокойным, ходит слегка пошатываясь — координация нарушена, зрачки широкие, нос не дышит, волосы и ногти ломкие, лицо бледное с серым оттенком. Школьник жалуется на плохую память, головную боль и боль в мышцах, плохой сон. Окружающие замечают беспричинную раздражительность вплоть до агрессии. Если в течение двух лет не принять меры, то дети становятся инвалидами — у них поражаются печень и почки, они не могут заниматься спортом и выполнять какие-либо физические действия.
Что делать, если родители или учителя подозревают ребёнка в токсикомании?

Сначала нужно подтвердить диагноз. Ребёнка необходимо показать психоневрологу. Учителя не имеют права, они могут только сообщить родителям о подозрении. Дальнейшие шаги делают родители. Показывают специалисту, уточняют диагноз. Если опасения подтверждаются, то ребёнка изолируют от коллектива и назначают лечение. К сожалению, вернуть ребёнка к прежней жизни совершенно невозможно. Тяга к токсическому веществу сильна, а достать его можно легко. Поэтому часто родители принимают решение уехать в труднодоступный район, в глухую деревню подальше от магазинов, загрузив ребёнка делами. Но и это часто не помогает. Поэтому токсикоманию нужно диагностировать как можно раньше, а лучше — не допустить её возникновения. 

Насколько распространена токсикомания? Это разве всех касается?

Токсикомания очень распространена. В 2011 году на учёт к психиатрам стало около 6,5 тысяч детей до 17 лет с диагнозом «токсикомания». В 2015 их уже было 10,5 тысяч. И это — официальная статистика! Реальное количество токсикоманов-школьников в разы больше. Это большая проблема. О ней нужно знать и принимать своевременные меры.

Как предотвратить токсикоманию у ребёнка?

Тот самый случай, когда о токсикомании нужно рассказать честно. О последствиях. Привести примеры, статистику. Показать картинки, фильм. Сделать всё, чтобы у ребёнка сформировалось собственное чётко отрицательное мнение об этом явлении. Так, чтобы он сам не употреблял и смог остановить друга.


 

Комментарии