Пожалуй, стоит начать с более волнующего момента – изменений в сфере дошкольного образования. Согласно положениям нового закона, дошкольные учреждения получают статус самостоятельного образования, что значительно расширяет возможность негосударственного фонда по предоставлению услуг присмотра за детьми. Данный факт взбудоражил все слои общества, поскольку последствие подобных нововведений чреваты самовольным увеличением оплаты за дошкольное образование.
В школьных изменениях закона сразу же бросается в глаза нововведение о территориальном приоритете в случае принятия ребенка в школу. Приоритет – это еще не означает, что при зачислении в первый класс ребята из соседних и отдаленных микрорайонов будут отсеиваться, но приоритет есть приоритет, и в первую очередь будут рассмотрены заявки о приеме детей проживающих на закрепленной к учебному заведению территории.
Изменения коснулись также отборов учеников по способности изучения того или иного предмета, с последующим оформлением в школы с углубленным изучением этих предметов. Данный этап будет реализовываться только в средних и старших классах общеобразовательных школ.
В сфере среднего образования произойдут кардинальные изменения относительно профтехучилищ, которые будут закрыты, а колледжи и техникумы получат право на эксклюзивный отбор и интеграцию учащихся.
Что касается высших учебных заведений, здесь изменения коснулись ЕГЭ, результаты которого будут действительны на протяжении 5 лет. Естественно новость не утешительная, а кроме того количество льготных мест при поступлении будет сокращено.
Приоритетным направлением при бесплатном поступлении будет являться обучение на подготовительных курсах, а не само поступление.
Естественно, после принятия и оглашения нового «Закона об образовании» незамедлительно последовали отзывы со стороны общественности, как положительные, так и, в большинстве случаев, отрицательные.
В первую очередь широкие массы насторожил тот факт, что ни один из пунктов нового закона не прописан в предельной четкости. Все довольно поверхностно и не дает никаких гарантий, что после вступления закона в силу, обстановка с образованием в стране не ухудшится. К примеру, пункт о предоставлении дошкольным учреждениям статуса самоуправления чреват поднятием оплаты за предоставление дошкольного образования. Кроме того, в новом законе такие учреждения прописаны как «организации», что дает им право действовать по собственной инициативе.
Не менее бурно общественность отреагировала на отсутствие пунктов об оплате за общежитие, о надбавках преподавателям за звание кандидатов и докторов наук. В действующем кодексе предельно четко прописаны все вышеперечисленные пункты – к примеру, максимальная плата за общежитие ограничена 5-ю процентами от суммы стипендии. В новых пунктах совершенно не обозначены какие-либо цифры - значит ли это, что с нового учебного года студентам придется выкладывать практически всю стипендию за проживание в общежитиях? Беспокойство по этому поводу совершенно обосновано – средняя цена за оплату общежития в столице равняется размеру студенческой стипендии.
В дебатах против нового «Закона об образовании» сплотились даже политические оппоненты, осознав, что новые правила совсем не блещут надлежащей ясностью и «прозрачностью». Закон, принятый в декабре 2012 года, вступит в силу с 1 сентября текущего года.
Есть достаточно времени для того, чтобы внести в закон соответствующие поправки.