Начальное и среднее образование в России: краткий обзор с мини-словарём

24 февраля 2016 г. 0
За последние годы постулаты школьного (как начального, так и среднего) образования в России несколько раз менялись. Что они представляют собой сейчас? Краткие основные сведения и мини-словарь понятий, появившихся в сфере образования совсем недавно — перед вами.
Начальное и среднее образование в России: краткий обзор с мини-словарём

Все правила, на которых строится учебный процесс в государственных учебных учреждениях, собраны в Федеральные государственные образовательные стандарты, или коротко — ФГОС. Это важно, так как обеспечивает:

  • единые программы обучения на всей, скажем прямо — огромной, территории страны;
  • преемственность программ образования на всех ступенях от начального  до высшего;
  • сравнимые уровни образованности детей из разных регионов.

Новые ФГОС начальной школы

Для большинства школ в организационном плане хлопот прибавилось. Так как появилась вторая половина рабочего дня, отведённая под дополнительно изучаемые, факультативные, предметы по шести основным направлениям:

  1. военно-патриотическое;
  2. научно-познавательное;
  3. художественно-эстетическое;
  4. спортивно-оздоровительное;
  5. общественно полезная деятельность;
  6. проектная деятельность.

Теперь план школьного дня такой: основные занятия, обед, дополнительные занятия два часа (10 часов в неделю).
Перед учителями начальных классов ставится несколько целей:

  • дать ребёнку знания и умения;
  • научить их применять на практике;
  • обеспечить разностороннее развитие личности;
  • помочь ребёнку определить его наиболее сильные качества и научиться их использовать;
  • способствовать укреплению здоровья и духовно-нравственному развитию детей.

Таким образом, на первый план выходит индивидуальная работа с каждым учеником. Результаты оцениваются комплексно. Смотрят, конечно, на оценки, однако весомым плюсом становятся достижения внеурочной деятельности: участие в соревнованиях и конкурсах, интеллектуальных мероприятиях, научных кружках и обществах. Важной компонентой признаётся оценка психологов по проведённым психологическим тестам, выявляющим уровень его личностного развития, толерантности и коммуникативности.
Все эти данные собираются в единое портфолио ученика, которое позволит отследить индивидуальные успехи и направления, в которых школьник нуждается в помощи или даже коррекции.
Обязательными для всех стали уроки физкультуры, количество которых увеличилось до трёх в неделю. С детьми проводятся беседы о здоровом образе жизни и питании, нравственности и добродетели.

ФГОС — первоклассникам 

Первоклассники — новички школьного процесса, а потому стандарты уделяют им особое внимание, способствуя тому, чтобы вхождение их в новую систему стало максимально комфортным. Именно поэтому отменены оценки. Учителю дано право только хвалить и поощрять малышей, создавая позитивное отношение к самому процессу обучения. Дети должны бежать в школу радостно, без страха и лени.

ФГОС в средней школе

Федеральный государственный образовательный стандарт — школьная конституция, по которой живут все, в том числе и те, кто задействованы в средней школе — с пятого по 11 класс. Стандарт, как и в начальной школе, гарантирует преемственность и единство образовательного пространства на всей территории России, обеспечивая сравнимый уровень образованности во всех регионах.

Задачи, которые решает средняя школа:

  • добротное изучение конкретных предметов на базовом или продвинутом уровне;
  • личностные достижения — патриотизм, толерантность, сформированность гражданской позиции, коммуникативность, уровень здоровья и спортивного развития, обучаемость, позитивизм, готовность придти на помощь, самодостаточность;
  • метапредметные результаты — умение мыслить логично, аргументированно дискутировать, отстаивать свою точку зрения, приводить примеры, быстро искать информацию.

Изучение школьных предметов делится на два уровня: базовый и углублённый, дети имеют возможность аттестоваться на базовом или углублённом уровне, в зависимости от направления дальнейшего образования.
Аттестация проводится в форме ГИА и ЕГЭ.

Теперь есть деление предметов на обязательные (базовые) и углублённые либо дополнительные. В обязательном порядке изучаются несколько предметов и ещё 3-4 можно взять дополнительно. При этом общее количество учебных часов не превышает 37 часов в 10-11 классах, в 5-9 меньше.
Обязательными предметами являются:

  • ОБЖ;
  • физкультура;
  • история;
  • математика (алгебра и геометрия);
  • иностранный язык (два);
  • русский язык и литература.

Каждая школа может выбирать предметы по выбору, их список не ограничен. Здесь могут быть психология и астрономия, экология и история родного края, дизайн и этикет, и т. д.

Школы могут быть профильными, где 3-4 предмета изучаются на продвинутом, углублённом уровне и универсальными, где все предметы изучаются на базовом уровне.

Мини-словарь основных понятий ФГОС

Базовый уровень изучения предмета. Соответствует обычной школьной программе, рассчитанной на среднестатистического ученика, которому данный предмет интересен в меру, либо совсем не интересен.

Исследовательская деятельность. Работа, направленная на самостоятельное решение ребёнком определённой задачи. При этом он пользуется всеми своими навыками для поиска и обработки информации, её систематизации и предоставления в лучшем виде.

Компетентность. Сумма знаний и опыта, позволяющих человеку хорошо разбираться в той или иной области. В школе говорят о компетентности личности, то есть, способности ученика к самообразованию, критическому мышлению, самоорганизации и самоконтролю. 

Компетенция. Способность ученика решать задачи в определённой области знаний. Равна хорошо сформированным навыкам и умениям.

Личностно-ориентированный подход. Подразумевает замену схемы: учитель-учебник-ученик на прямо противоположную: ученик-учебник-учитель. Когда ребёнок сам добывает знания и уже их «шлифует» учитель, находя индивидуальный подход к каждому подопечному.

Метод. Авторский способ решения проблемы. К примеру метод, используемый учителем для обучения грамоте.

Одарённый ребёнок. Понятие есть, а определения нет. По умолчанию считается одарённым тот, который опережает одноклассников и детей параллели по какому-либо или сразу нескольким образовательным или дополнительным направлениям обучения.

Преемственность начального и среднего образования. Переход из 4 в 5 класс общеобразовательной школы не должен быть стрессом для ребёнка. Начальная подготовка обеспечивает основные базовые понятия, дающие возможность детям быстро адаптироваться к средней школе и показывать хорошие результаты при чётко сформированном желании учиться и умении самостоятельно работать над проектами.

Проблема. В свете школьного образования — вопрос, провоцирующий дискуссию и имеющий мощный потенциал для развития самостоятельного мышления.

Современные педагогические технологии. Главная идея: учимся вместе. Задача учителя — организовать процесс так, чтобы детям было интересно работать в сотрудничестве.

Углублённый уровень изучения предмета. Соответствует программе повышенной сложности, рассчитанной на ученика, активно интересующегося предметом и рассчитывающего получить максимальный балл на ЕГЭ для поступления в ВУЗ.

УУД. Универсальная учебная деятельность. Алгоритм, применяемый учеником для поиска и обработки информации, который он может применить к любому предмету и даже внеучебной деятельности. От хорошо сформированной УУД зависит успешность обучения в целом.

Учебный проект. Подводит итог под пройденной темой или несколькими темами. Даёт возможность ученику проявить индивидуальность в рамках общей поставленной задачи. Сопровождается постановкой задачи, поиском информации, её структурированием и оформлением в виде понятного всем внятного результата.

Плюсы и минусы современных образовательных стандартов в начальной и средней школе

Плюсы:

  • хорошая задумка;
  • личностная ориентация;
  • индивидуальный подход;
  • развитие общих навыков, а не только зазубривание отдельных правил;
  • бережное отношение к здоровью учеников;
  • равные образовательные возможности детей, вне зависимости от региона.

Минусы:

  • перегруженность школ;
  • нехватка квалифицированных кадров;
  • многие школы имеют недостаточную материально-техническую базу;
  • некоторые идеи невозможны для многих школ: бассейны, автопарки, индивидуальные компьютеры и т.д.
Комментарии