На сегодняшний день второй иностранный язык преподаётся лишь в одной школе из десяти. И, несмотря на ФГОС, многие учебные заведения пользуются правом выбора времени введения второго обязательного иностранного языка. Дмитрий Ливанов такую позицию поддерживает, говоря: лучше хорошо знать один иностранный, чем два, но плохо. Второй иностранный язык может быть введён лишь тогда, когда у школы есть соответствующее материальное обеспечение (учебники, оборудованные кабинеты) и подготовленные педагоги.
Предельное число уроков в день установлено законодательно. Для учащихся 5-9 классов оно не может быть больше семи, иначе это уже нарушение.
Иностранный язык — не дополнительный предмет, а один из фундаментальных, так как развивает иноязычные коммуникативные компетенции, что позволяет молодым людям беспрепятственно общаться с людьми разных стран. Школьники не только учатся общаться, они узнают культуру и традиции других стран, расширяют свои возможности для продолжения образования, учатся планированию и самодисциплине, показывают хороший личностный рост.
Сейчас со второго класса во всех школах дети изучают иностранный язык. Чаще всего — английский, популярностью пользуются немецкий, французский и испанский. Набирает спрос китайский. С пятого класса на изучение первого иностранного языка отводится 105 часов в год. То есть, дети посещают уроки иностранного языка трижды в неделю.
Введение второго обязательного иностранного языка требует ещё 2 часа в неделю, так как на него отводится 70 часов в год.
Нагрузка на пятиклассника составляет 32 часа в неделю: три дня по шесть уроков, два дня по семь. При введении второго иностранного языка придётся вносить изменения в сложившуюся базисную структуру занятий. Какой из существующих предметов нужно убрать? Проблема...
Повышается и психологическая нагрузка на ребёнка — возрастает количество контрольных работ и зачётов. Второй иностранный язык должен изучаться на достойном уровне, а потому контроль за его усвоением прописан достаточно жёсткий.
Проведение глубокого исследования показало, что к введению второго языка хорошо готовы лишь школы крупных городов, в которых нет проблем с педагогами, учебниками и классами. Большинство сельских школ испытывают трудности и с тем, и с другим, и с третьим, а потому весьма признательны Минобрнауки за тот факт, что период адаптации оно не ограничивает. Каждая школа будет готовиться к введению второго иностранного языка столько времени, сколько ей нужно.
Ещё одно послабление: школы сами выбирают год обучения, на котором ввести новый предмет в расписание и количество часов, в пределах рекомендованных и имеющихся. Главное требование — не превышать лимиты.
Выбор второго языка целиком отдан школам, которые опираются на свои возможности и пожелания родителей. Вторым иностранным языком, в принципе, может стать любой. В тех школах, которые уже ввели второй язык, им оказался: немецкий, французский, испанский, итальянский, китайский, японский и некоторые другие. Никто не запрещает изучать и родственные языки: украинский, чешский, белорусский. Всё зависит от наличия педагога и желания родителей.
Обязательный третий ЕГЭ вводится уже в 2020 году. И им станет как раз иностранный язык. Реальная ситуация такова, что большинство школьников, получив аттестат, не могут общаться на изучаемом ими много лет в школе иностранном языке. Знают его лишь отдельные лица, которые как раз и сдают его на ЕГЭ по выбору, открывая себе дорогу в желанный ВУЗ. И, чего уж тут скрывать, их знания — не плод усилий школы, а, скорее репетиторов и специальных курсов или языковых школ.
Поможет ли введение второго иностранного языка освоить хотя бы один из них на достойном уровне, таком, чтобы можно было набрать хотя бы пороговые баллы ЕГЭ? Это большой вопрос.
Конечно, можно смотреть на вопрос оптимистично: дети хотя бы познакомятся со вторым иностранным, запомнят хоть что-то и станут, действительно, чуточку образованнее. Смогут выбирать, какой именно иностранный язык сдавать на ЕГЭ.
Пессимисты же утверждают: в то время, когда кажется, что все учителя иностранных языков (кроме английского) просто вымерли, не каждая школа сможет найти подходящего педагога. А значит будет очередная профанация: предмет в расписание введён, а обучение, по факту, не проводится. И кому это надо?