Роль музыки в развитии ребёнка переоценить сложно. Недаром она сопровождает его с самого рождения в виде колыбельных песен матери. А новые методики предлагают давать слушать плоду ещё в утробе матери хорошую музыку, формируя музыкальный слух. Конечно же, музыкальные занятия для детей раннего возраста чрезвычайно важны. Официально они входят в раздел «Художественно-эстетическое развитие», в котором наряду с музыкой расположились литературное искусство и изобразительное. К музыкальным занятиям в детских садах относятся и элементы хореографии.
Музыкальные занятия на разных этапах развития малыша могут включать следующие виды деятельности:
Обычно музыкальный педагог разрабатывает собственную методику занятий с детьми в разных группах, исходя из своих местных условий. Однако в России есть основные программы, на которые музыкальные работники опираются в своей деятельности. К ним относятся:
ФГОС предполагает наличие педагогической диагностики детей в рамках решения образовательных задач музыкального развития. Это необходимо для оптимизации работы с группами детей, так и с отдельными воспитанниками, «дотягивая» их до необходимого уровня музыкального развития. При этом могут применяться коррекционные игры и дополнительные занятия. Однако целевые ориентиры не являются догмой. Педагог не может требовать от ребёнка усвоения материала, он может только помочь ему это сделать теми способами, которые ему понятны и доступны.