Характеристику на ученика для военкомата пишет классный руководитель по форме, присланной самим комиссариатом или в произвольном виде.
Пишите характеристику черными или синими чернилами на листе формата А4. В заголовке стоит написать, что это характеристика на ученика в военкомат и указать следующие данные: учеником какого класса является юноша, номер школы, город, фамилию, инициалы.
Сообщите общие сведения о школьнике: фамилию, имя и отчество, дату рождения, национальность. Опишите родителей, братьев, сестер, указав их фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, национальность, и образование. Укажите совместное проживание семьи, её материальную обеспеченность, бытовые и жилищные условия, зарегистрированы ли какие-нибудь психические заболевания членов семьи и не страдает ли кто-нибудь из её членов алкоголизмом.
Далее напишите о политической зрелости и гражданской сознательности данного ученика, интересуется ли политической обстановкой в мире и насколько правильно её оценивает. Сообщите о его участии в спортивных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, других различных мероприятиях, опишите отношение к общественным работам. Укажите в каких секциях и кружках он занимается, его успехи и достижения.
Непременно упомяните об учебных успехах и достижениях юноши, курсы по каким предметам изучил или изучает в настоящее время. Дайте информацию об уровне учебных умений и навыков данного ученика: умение находить необходимую информацию, планировать организацию своей деятельности. Укажите на уровень культуры умственного труда, развитие и грамотность речи, умение обобщать и делать выводы.
Охарактеризуйте коммуникабельность в отношении с классом и учителями. Расскажите насколько он активен, участвует ли в коллективной жизни класса или является пассивным наблюдателем, пользуется ли авторитетом, как ведёт себя с педагогами.
Укажите его индивидуально-психологические качества, особенности его темперамента, устойчивость эмоционального состояния: вспыльчивость, раздражительность, впечатлительность, агрессивность. Подчеркните его наблюдательность, обучаемость, развита ли у него память и реакция, умеет ли собраться в сложных ситуациях, взять ответственность на себя, владеет ли собой. Укажите, имеет ли данный ученик вредные привычки, были ли приводы в полицию.
Подведите итог всего написанного, напишите о том, годен ли юноша, с педагогической точки зрения, к службе в армии и в каких войсках. Подчеркните, что характеристика подготовлена для предоставления в военкомат.
Характеристику на ученика подписывает классный руководитель, директор школы и преподаватель ОБЖ и, в обязательном порядке, заверяют печатью школы.